1 Экономика здравоохранения как самостоятельная экономическа
1. ЭКОНОМИКА ЗД КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА
Установлено, что здоровье есть категория не только социальная, но и экономическая. Актуальными стали такие проблемы:
- цена охраны здоровья людей в совр об-ве;
- учет потенциала здоровья как важнейшей составляющей национального богатства и фактора экономического роста;
- оценка ресурсного потенциала ЗД и новых источников его формирования;
- эффективность функционирования отрасли и развитие экономич отнош в усл перехода к рынку.
Как вид человеч деят-ти здравоохранение превратилось в крупнейшую отрасль хоз-ва по числ-ти занятых в ней работников и масштабам используемых ресурсов. Постоянно расширяется ее взаимосвязь с другими отраслями материального производства и непроизводственной сферой, что положительно сказывается на эффективности работы лечебно-профилактических учреждений. С отраслями народного хозяйства здравоохранение объединено функциональными (реализация определенных общих целей) и технологическими (потоки ресурсов различного рода для производства услуг и товаров) связями.
В комплексе со всеми отраслями народного хозяйства здравоохранение решает социальные и экономические задачи, связанные со следующими факторами:
-качество жизни,
-его благосостояние,
-реализация соц гарантий с формированием трудового потенциала.
Экономика ЗД - эта наука, изучающая экономические проблемы здравоохранения как отрасли народного хозяйства в тесной увязке с медико-биологическими и социальными аспектами.
Становление экономики здравоохранения обусловлено следующими факторами:
- необходимостью повышения эффективности мер по сохранению здоровья людей;
- наличием широкой области социально-экономических отношений, связанных со здоровьем членов общества;
- вовлечением в оборот все более многочисленных и дорогостоящих экономических ресурсов отрасли.
Экономика здравоохранения не занимается изучением чисто «технологических» функций отрасли: лечебно-диагностических, проф-ких реабилитационных и др. Непосредственный предмет ее анализа – теоретико-методологические и практические аспекты организации, планирования, финансирования и управления отраслью.
Экономика здравоохранения – это научная дисциплина, исследующая тенденции и закономерности формирования, распределения и использования в отрасли потоков материальных, трудовых и финансовых ресурсов в непосредственной связи с общественно-экономической формой охраны здоровья.
Экономика здравоохранения – это комплекс экономических знаний о формах, методах и результатах хозяйственной деятельности в области медицины, ее организации, управления и развития.
Общая цель экономики здравоохранения – это изучение экономических отношений, хозяйственных контактов, объективно складывающихся между людьми и возникающих в процессе осуществления медицинской профессиональной деятельности.
При этом необходимо отметить, что данные отношения неизбежно формируются в двух плоскостях. Одна их группа носит название организационно-экономических отношений. Их характер определяется технологией самого лечебно-профилактического процесса и отражает те общие черты, которые имеет вся совокупность медицинских учреждений данного типа (все стационары, все поликлиники, все диагностические центры и т.д.).
Другую группу составляют социально-экономические отношения. При помощи их анализа выявляют специфические, своеобразные черты хозяйственной деятельности медицинских учреждений, находящихся в различных условиях, своей деятельности (государственные, частные, кооперативные, акционерные и др.).
Задачи экономики здравоохранения:
1. Создание системы экономических стимулов для работников сферы здравоохранения.
2. Определение объемов ресурсного и финансового обеспечения здравоохранения.
3. Изыскание источников финансовых средств.
4. Создание баланса между размерами финансирования и объемами оказываемой помощи.
5. Поиск путей наиболее рационального использования ресурсов.
6. Оценка эффективности использования ресурсов.
7. Изучение межотраслевых связей здравоохранения.
Объектами исследования экономики здравоохранения являются:
- организация и оплата труда медицинского персонала в зависимости от его деятельности и качества медицинской помощи, источники финансирования здравоохранения,
- рациональное использование материальных ресурсов,
- механизм распределения и обращения всех видов услуг и товаров, создаваемых в данной отрасли.
2 Национальный проект «Здоровье», основные цели, направления
2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕ»
Основные проблемы
России необходимо почти в два раза больше врачей, чем работают сейчас. Высокотехнологичную медицинскую помощь получает лишь каждый четвертый нуждающийся в ней. Система профилактики заболеваний нуждается в кардинальном улучшении. Укомплектованность поликлиник врачами составляет 56%, коэффициент совместительства – 1,45, 30% врачей участковой службы не проходили специализацию более 5 лет.
Износ медицинского оборудования, санитарного автотранспорта – 65%. Оснащенность медицинских учреждений диагностическим оборудованием недостаточна, что значительно увеличивает срок ожидания диагностических исследований. Удовлетворение потребности населения в дорогостоящих (высокотехнологичных) видах медицинской помощи составляет 17–22,5%. Финансирование оказания дорогостоящих (высокотехнологичных) видов медицинской помощи составляет около 30% от необходимого объема. Недостаточное финансирование национального календаря прививок (1,8 млрд руб.), в части вакцинации против гепатита В, краснухи и полиомиелита для детей группы риска. Недостаточное финансирование мер по пропаганде здорового образа жизни – 15% от потребности.
Цели проекта
Меры по решению основных проблем здравоохранения предполагают оптимизацию расходования бюджетных средств, смещение акцента оказания медицинской помощи в первичное звено (догоспитальный этап), профилактическую направленность здравоохранения.
1. Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности.
2. Повышение доступности и качества медицинской помощи.
3. Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
4. Развитие профилактической направленности здравоохранения.
5. Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи
6. Основные стратегические задачи по модернизации отечественной системы здравоохранения
Основные направления:
Следствием недостатка участковых врачей, низкой оснащенности поликлиник диагностическим оборудованием является высокий уровень хронических и запущенных заболеваний.
К основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения относятся:
Развитие первичной медицинской помощи, которое предусматривает следующие мероприятия:
– подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;
– увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»;
– укрепление материально-технической базы диагностической службы первичной медицинской помощи, скорой медицинской помощи;
– профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;
– дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;
– введение новых программ обследования новорожденных детей;
– дополнительная диспансеризация работающего населения;
– оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Финансирование:
Первоочередные меры увязаны со стратегическими направлениями модернизации здравоохранения, одна из целей которой – обеспечение государственных гарантий медицинской помощи необходимыми финансовыми средствами.
Реализация проекта в 2006 году будет осуществляться из средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов в соответствии с федеральными законами – от 26 декабря 2005 года № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год», от 22 декабря 2005 года № 171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования» и от 22 декабря 2005 года № 173-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования на 2006 год». На реализацию мероприятий проекта предусмотрены в 2006 году денежные средства в объеме 88,4 млрд рублей.
Средства федерального бюджета, выделенные на первоочередные меры в сфере здравоохранения, не просто помощь муниципальному здравоохранению на текущие нужды. Это целевые ресурсы, которые направлены на решение приоритетных государственных задач.
Минздравсоцразвития России заключает соглашения между федеральным центром и регионами, в которых будут определены «встречные обязательства» территорий по уровню финансирования здравоохранения, обеспечению целевого использования выделяемых средств, обеспечению взаимодействия при реализации данного проекта.
Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:
– увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
– строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.
Ориентация отечественной системы здравоохранения на развитие стационарной медицинской помощи привела к недофинансированию первичной медико-санитарной помощи, в том числе к недостаточной обеспеченности участковыми врачами, низкой оснащенности поликлиник диагностическим оборудованием, не позволяющей оказывать качественную медицинскую помощь. Следствие этого – рост хронических и запущенных заболеваний, что, в свою очередь, приводит к высоким уровням госпитализаций и вызовам скорой медицинской помощи.
Известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Меры, направленные на развитие первичной медицинской помощи, призваны повлиять на своевременное выявление и предупреждение многих заболеваний.
Кроме того, значительное число граждан не могут получить необходимую дорогостоящую (высокотехнологичную) медицинскую помощь из-за отсутствия эффективного механизма ее финансирования, а также из-за ограниченности бюджетных средств. Цель национального приоритетного проекта в сфере здравоохранения – сделать дорогостоящую (высокотехнологичную) помощь доступной как можно большему числу граждан.
3 Развитие первичной медицинской помощи в ходе реализации на
3. РАЗВИТИЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕД. ПОМ.
Включает:
- денежные выплаты врачам общей (семейной) практики, участковым терапевтам, участковым педиатрам и медицинским сестрам врачей общей (семейной) практики с учетом объема и качества оказываемой медицинской помощи, денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам «Скорой медицинской помощи»;
- подготовку и переподготовку врачей общей (семейной) практики, участковых терапевтов, участковых педиатров;
- оснащение диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений;
- оснащение медицинских учреждений санитарным автотранспортом, в т.ч. реанимобилями;
- проведение иммунизации населения;
- выявление и лечение инфицированных вирусом иммунодефицита человека, гепатитом В и С;
- обследование новорожденных детей;
- проведение дополнительной диспансеризации работающего населения;
- оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
4. Программа гос гарантий
4. ПРОГРАММА ГОС. ГАРАНТИЙ, ВИДЫ МЕД. ПОМ.
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования Программы и порядок формирования тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую гражданам РФ на территории РФ бесплатно.
В рамках настоящей Программы бесплатно предоставляются:
1. первичная медико-санитарная помощь.
Включает в себя лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других требующих неотложной помощи состояний, медицинскую профилактику заболеваний, осуществление мероприятий по проведению профилактических прививок, профилактических осмотров, диспансерного наблюдения здоровых детей, лиц с хроническими заболеваниями, а также по предупреждению абортов, санитарно-гигиеническое просвещение граждан и проведение других мероприятий, связанных с оказанием первичной медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства. Первичная медико-санитарная помощь оказывается гражданам в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
2. неотложная медицинская помощь.
Неотложная медицинская помощь оказывается гражданам в амбулаторно-поликлинических учреждениях муниципальной системы здравоохранения при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства.
3. скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная).
Скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, а также при других состояниях и заболеваниях), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
4. специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная.
Специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная, оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий.
Источники финансирования медицинской помощи
Медицинская помощь на территории Российской Федерации предоставляется за счет средств обязательного медицинского страхования и средств бюджетов всех уровней.
За счет средств ОМС в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования предоставляется первичная медико-санитарная, неотложная и специализированная медицинская помощь, предусматривающая в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации при инфекционных и паразитарных заболеваниях (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита), при новообразованиях, болезнях эндокринной системы и т.д.
За счет средств федерального бюджета предоставляются:
- специализированная медицинская помощь
- высокотехнологичная медицинская помощь,
- медицинская помощь, предусмотренная федеральными законами для определенных категорий граждан,
- осуществление дополнительных мероприятий по развитию профилактического направления медицинской помощи (диспансеризация, иммунизация граждан, ранняя диагностика отдельных заболеваний)
- дополнительная бесплатная медицинская помощь, оказываемая в рамках базовой программы ОМС, включающая обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами
Финансирование указанной медицинской помощи осуществляется Федеральным фондом обязательного медицинского страхования за счет средств, передаваемых из федерального бюджета, исходя из норматива финансовых затрат на одного гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются:
- специализированная (санитарно-авиационная) скорая медицинская помощь;
- специализированная медицинская помощь, оказываемая в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических и онкологических заболеваниях, отдельных состояниях, возникающих у детей в перинатальный период, а также высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации;
- медицинская помощь, предусмотренная законодательством субъекта Российской Федерации для определенных категорий граждан.
В порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляется финансирование расходов по оплате лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен.
За счет средств местных бюджетов (за исключением муниципальных образований, медицинская помощь населению которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) предоставляются:
- скорая медицинская помощь (за исключением специализированной (санитарно-авиационной));
- первичная медико-санитарная помощь, в том числе оказываемая гражданам при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, психических расстройствах, расстройствах поведения и наркологических заболеваниях;
- неотложная медицинская помощь;
- медицинская помощь, оказываемая женщинам в период беременности, во время и после родов, а также детям при отдельных состояниях, возникающих у них в перинатальный период.
5. Программа гос гарантий нормативы объемов
5. ПРОГРАММА ГОС. ГАРАНТИЙ. НОРМАТИВЫ ОБЪЕМОВ МЕД. ПОМ.
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования Программы и порядок формирования тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую гражданам РФ на территории РФ бесплатно.
Нормативы объема медицинской помощи
Показатель объема скорой медицинской помощи, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), выражается в количестве вызовов в расчете на 1 человека в год. Объем скорой медицинской помощи определяется исходя из норматива вызовов, который составляет в среднем 0,318 вызова.
Показатель объема медицинской помощи, в том числе неотложной, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, выражается в количестве посещений в расчете на 1 человека в год. Объем указанной медицинской помощи определяется исходя из норматива посещений, который составляет в среднем 9,198 посещения, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 8,458 посещения.
Показатель объема медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, выражается в количестве пациенто-дней в расчете на 1 человека в год. Объем указанной медицинской помощи определяется исходя из норматива пациенто-дней, который составляет в среднем 0,577 пациенто-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,479 пациенто-дня.
Показатель объема медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, выражается в количестве койко-дней в расчете на 1 человека в год. Объем указанной медицинской помощи определяется исходя из норматива койко-дней, который составляет в среднем 2,812 койко-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,942 койко-дня.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи
- на 1 вызов скорой медицинской помощи, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), - 1213,3 рубля;
- на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) - 133,3 рубля, в том числе 103,2 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;
- на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 268,5 рубля, в том числе 258,1 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;
- на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 758,9 рубля, в том числе 590,1 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, учитывают расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, химпосуды и прочих материальных запасов, расходы по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования), а также расходы по оплате организации питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока).
Подушевыми нормативами финансирования Программы являются показатели, отражающие размер средств на компенсацию затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 человека в год.
Подушевые нормативы финансирования Программы установлены в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 4503 рубля, в том числе:
2207,1 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования;
2295,9 рубля - за счет средств соответствующих бюджетов, включающих финансирование скорой медицинской помощи.
6 Штатное расписание, понятие, структура, порядок составлени
6. ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ
Штатное расписание является документом, которым определяется структура учреждения здравоохранения и численность должностей по каждому наименованию в конкретных подразделениях и в целом по учреждению.
Штатное расписание разрабатывается учреждениями здравоохранения самостоятельно и утверждается их руководителем.
В штатном расписании имеется паспортная часть, в которой указывается наименование учреждения в соответствии с принятой номенклатурой.
Штатное расписание рекомендуется строить с распределением персонала по определенной группировке. В частности, для городских больниц, имеющих в своем составе поликлинику, рекомендуется следующая схема построения штатного расписания:
1. общебольничный персонал;
2. поликлиника;
3. стационар;
4. вспомогательные лечебно-диагностические подразделения;
5. аптека;
6. общебольничный немедицинский персонал;
7. административно-хозяйственный персонал;
8. пищеблок.
Расположение структурных подразделений в каждой группе рекомендуется приводить в алфавитном порядке, а по отделениям стационара - указывать количество коек.
В каждое структурное подразделение должны включаться штатные должности по всем категориям персонала с указанием специальности, начиная с высшего и заканчивая младшим звеном.
Общее количество должностей по штатному расписанию должно соответствовать расчетной численности, обеспеченной фондом заработной платы, предусмотренным сметой.
По каждому структурному подразделению и их группам указывается итоговое число должностей с выделением числа должностей по категориям персонала. Штатное расписание заканчивается итоговой цифрой общего числа должностей.
По группам работников, которым установлена сдельная оплата труда, в штатном расписании указывается общее число работников этой группы.
Численность должностей по тарификационному списку должна корреспондироваться с численностью по штатному расписанию.
Нормативы численности медицинского персонала – это минимально / максимально необходимое число должностей для выполнения всех возложенных на учреждение (подразделение) функций
Штатные нормативы (типовые штаты) – совокупность норм труда, по которым определяют расчетное число должностей медицинского и другого персонала учреждений здравоохранения, исходя из потребности населения в медицинской и лекарственной помощи, выполнения управленческих функций и хозяйственных работ.
Штатные нормативы, так же как и штатное расписание не определяют конкретные формы организации медицинской помощи населению, конкретность рабочего места того или иного работника.
Расчеты проводятся последовательно по каждому пункту штатных нормативов с точностью до тысячных долей целого !!!
Порядок округления должностей
Итоговые расчетные величины Округленные величины
до 0,13 - (отбрасываются)
от 0,13 до 0,37 0,25
0,38 - 0,62 0,5
0,63 - 0,87 0,75
свыше 0,87 1,0
7 Подходы к нормированию труда врачебного персонала в соврем
7. ПОДХОДЫ К НОРМИРОВ. ТРУДА ВРАЧЕБНОГО ПЕРС. В СОВР УСЛ. НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА ВРАЧЕЙ БОЛЬНИЧНЫХ УЧР.
Нормирование труда врачей больничных учреждений осуществляется по общепринятым для других групп персонала этапам: определения расчетных норм времени, затем - норм нагрузки (обслуживания), далее – нормативов численности.
I этап. Основой для расчета нормативных показателей по труду врачей больничных учреждений служат затраты времени на одного больного в день. Определение этих данных осуществляется в основном путем проведения хронометражных наблюдений. В результате их статистической обработки рассчитываются затраты рабочего времени врача на день пребывания больного в стационаре. Нахождение больного в стационаре с точки зрения лечебно-диагностического процесса дифференцируется по 4 показателям (периодам):1) поступление; 2) обследование; 3) лечение; 4)выписка.
По трудозатратам врача пребывание больного принято делить на 3 периода:
1. Период поступления, связанные с первичным осмотром больного, знакомством с документацией, сбором анамнеза, назначением обследования, дополняющего догоспитальное, постановка предварительного диагноза, назначение лечения;
Трудозатраты врача в этот период зависят от степени подготовленности больного к стационарному лечению, адекватности и качества догоспитального обследования, хорошей организации и тяжести заболевания. Для формирования нормативов по труду медицинского персонала больничных учреждений большое значение имеет порядок поступления больных в стационар. На поступившего в экстренном порядке больного затраты труда врача увеличиваются в 3-5 раза в период поступления по сравнению с обычным поступлением.
2. Период лечения: 1)уточнение диагноза; 2) наблюдение за динамикой состояния больного; 3) проведение, контроль и коррекция лечебных мероприятий. В период лечения трудозатраты по дням пребывания больного в стационаре в отделениях терапевтического профиля не имеют существенных различий. В хирургических отделениях трудозатраты врача и различный уровень нагрузки зависит от того было ли проведено оперативное вмешательство данному больному.
3. Период выписки: 1) подготовка больного, документации, в т.ч. эпикриза; 2) предоставление советов и рекомендаций по дальнейшему лечению и проведению профилактических мероприятий.
Опыт нормирования труда медицинского персонала, логика лечебно-диагностического процесса показывают, что в период поступления затраты врача примерно в 3 раза, а в период выписки – в 2 раза выше, чем ежедневные затраты в период лечения.
Затраты времени врача на 1 средневзвешенный показатель по дням пребывания больного в стационаре (за исключением праздничных и выходных дней, когда осмотр больного по необходимости осуществляется дежурным врачом) по формуле (1):
tп + z * tл * 0,83(m – 2) + tв + tоп * j
Т = ---------------------------------------------------------------,
0,83m
где Т - затраты времени на 1 больного на 1 койко-день (в мин.);
tп - затраты времени на день поступления;
tл - затраты времени на осмотр больного лечащим врачом в среднем на 1 день;
tв - затраты времени на день выписки;
z - среднее число осмотров лечащихся больных в течение рабочего дня врача;
m - средняя длительность стационарного лечения в днях по нозологиям;
tоп - затраты времени на оперативное вмешательство и другие манипуляции;
j - число врачей, занятых на операции, трудоемкой манипуляции;
0,83 - коэффициент уменьшения числа осмотров лечащим врачом с учетом выходных и праздничных дней (осмотр по необходимости) (расчет: 365-52-11/ 365 = 0,83).
2 этап. Определяется нагрузка врачебной должности – сколько больных может в день обслужить врач. Находится путем деления ежегодного рабочего времени врача, предназначенного для непосредственного обслуживания больных, на средние затраты времени врача на одного больного в день по формуле:
Nб = (В * К) / Т,
где Nб – число больных в день на одну врачебную должность;
В – рабочее время врача ( по 6-ти дневной рабочей неделе), мин.;
К – коэффициент использования рабочего времени врача на непосредственное обслуживание больного в день, т.е. на лечебно-диагностическую деятельность;
Т – средние затраты времени на одного больного в день (определяем по формуле 1) (в рассматриваемом случае 20,4 мин.).
Рабочее время врача при шестидневной неделе составляет 6,5 ч в день.
Коэффициент использования рабочего времени врача на непосредственное обслуживание больного в день находится исходя из ежедневных затрат 0,5 ч на другие цели (конференции, время на личные надобности и т.п.). Тогда значение коэффициента составляет:
К = (6,5 – 0,5) / 6,5 = 0,923
Нагрузка врачебной должности:
Nб = (6,5 * 60 * 0,923) / 20,4 или (6,5 – 0,5) * 60 / 20,4 = 17,6
3 этап. Определение норматива должности врача больничного учреждения – число коек на одну должность.
Если бы койка была занята все календарные дни, то показатель норматива врачебной должности (выраженный в числе коек на одну должность) совпадал бы с нагрузкой врачебной должности, выраженной в числе обслуживаемых больных в день. Однако плановое число дней работы койки в году меньше числа календарных дней. Поэтому коэффициент соотношения этих показателей при 340 днях работы койки в год составляет:
365 / 340 = 1,0735
(Плановое число дней работы койки: 340 дней – для городских больниц; 320 дней – для сельских больниц; 310 дней – для инфекционных больниц; 300 дней – для родильных домов).
или по другому:
Nк = (Nб * 365) / R,
где Nк – норматив должности врача (число коек на одну должность);
Nб – число обслуживаемых больных в день на одну должность;
R - плановое число дней работы койки в году.
Внедрение экономических стандартов и методов управления страховой медицины обусловило переход на новый показатель финансирования – число пролеченных больных или случаев госпитализации.
В этом случае может использоваться следующая формула:
Nб * F * ГБД
Nr = --------------------------,
ГБД + q
где Nr – норматив должности врача, выраженный в числе пролеченных больных;
Nб – число обслуживаемых больных в день;
F – оборот койки;
ГБД – годовой бюджет рабочего времени должности (в часах);
q – отпуск (в часах).
Таким образом, норматив должности врача формируется на основе следующих групп расчетных показателей:
- затраты времени на больного в день по периодам его пребывания в стационаре;
- затраты времени на оперативное вмешательство или трудоемкую манипуляцию и число участвующих врачей;
- средняя длительность пребывания больного в стационаре;
- режим труда и отдыха врачей (трудовое законодательство);
- нормативные плановые данные по занятости коечного фонда.
Два последних расчетных показателя определяются трудовым законодательством и сложившимся в здравоохранении плановыми показателями деятельности, то на первые три из представленных на рис.1 влияет множество факторов, имеющих значительные различия в каждом конкретном случае. Эти нормообразующие факторы группируют следующим образом:
1) квалификация, профессиональный уровень врача;
2) состав больных по нозологическим формам заболеваний, тяжести их течения, наличию осложнений, сопутствующих заболеваний;
3) возрастно-половой состав больных;
4) интенсивность лечебно-диагностических мероприятий в целом, в том числе и оперативная активность;
5) порядок поступления больных в стационар;
6) степень подготовленности в амбулаторно-поликлинических условиях «плановых» больных; возможность долечивания на амбулаторном этапе, т.е. преемственность в деятельности амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений;
7) отбор больных на госпитализацию;
8) ресурсное обеспечение учреждения и др.
Как видно из этого перечня нормообразующих факторов, их влияние на расчетные показатели при проектировании норматива должности и связь между собой достаточно сложны и не поддаются строгому математическому описанию. Так, возрастно-половой состав влияет на среднюю длительность стационарного лечения, и на затраты труда врача как основные расчетные показатели. В то же время изменения в возрастно-половом составе госпитализированных влекут за собой и изменения в характере патологии, а следовательно, и интенсивности лечебно-диагностических мероприятий и т.д.
Однако постоянное слежение за изменениями нормоообразующих факторов и пересчет в связи с этим нормативных показателей по труду позволит в каждом учреждении здравоохранения сформировать ту численность персонала, в частности врачебного, которая действительно соответствует объему работы по оказанию медицинской помощи госпитализированным больным на основании конкретных местных условий.
8. ПОДХОДЫ К НОРМИРОВАНИЮ ТРУДА ВРАЧЕБНОГО ПЕРС. В СОВР. УСЛ. НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА ВРАЧЕЙ АМБУЛАТОРНОГО ПРИЕМА
Планирование числа штатных должностей врачей амбулаторного приема производится по штатным нормативам в основном исходя из численности прикрепленного населения. Основные недостатки такого подхода заключаются в неполном учете:
1) реального уровня заболеваемости и посещаемости;
2) структуры заболеваемости и посещаемости;
3) реальных потоков больных (многие из приписанных жителей лечатся по месту работы, в хозрасчетных или частных ЛПУ).
Поэтому при разработке штатного расписания целесообразно опираться не только на штатные нормативы, но и на данные о реальном уровне и структуре посещаемости и нормативной величине функции врачебной должности.
Основой для нормирования труда врачей поликлинических учреждений служат расчетные нормы времени на различные виды деятельности:
1) первичное посещение (обращение) по поводу заболевания в поликлинике;
2) повторное посещение в поликлинике;
3) профилактический осмотр в поликлинике или организованных коллективах (детсады, школы, учебные заведения);
4) посещение на дому.
Статистическая обработка и анализ данных хронометражных наблюдений позволяют определить затраты рабочего времени врача на каждый из вышеперечисленных видов работ. Расчет затрат в целом на лечебно-диагностическое посещение производится по формуле:
t1 + kt2
Тп = -----------------------.
1 + k
где Тп – средние затраты рабочего времени на лечебно-диагностическое посещение;
t1 - затраты времени на первичное посещение;
t2 - затраты времени на повторное посещение;
k - коэффициент повторяемости посещений (число посещений на 1 первичное обращение)
Затраты рабочего времени на посещение нецелесообразно устанавливать в централизованном порядке, так как они должны определяться индивидуально на каждом врачебном участке в зависимости от протяженности участка, обеспеченности транспортом, лифтами и других факторов (в среднем затраты времени врача на посещение на дому 30 – 60 минут, на профосмотр – 5–15 минут).
Иногда необходимо определить затраты рабочего времени на один случай поликлинического обслуживания (случай оказания лечебно-диагностической помощи (СПО)):
ТСПО = t1 + kt2 + tнд,
где ТСПО – средние затраты времени на случай поликлинического обслуживания;
tнд – затраты времени на визиты врача на дом;
t1 - затраты времени на первичное посещение (обращение), если оно осуществлено в поликлинике;
t2 - затраты времени на повторное посещение в поликлинику;
k – кратность посещений в поликлинике.
Проведение хронометражных наблюдений по ряду врачебных специальностей в последние годы приводит к выводу о том, что технология лечебно-диагностического процесса на амбулаторном приеме не претерпела каких – либо существенных изменений. В то же время затраты рабочего времени врача на амбулаторном приеме увеличились за последнее десятилетие в среднем на 25 – 30%. Это связано прежде всего с изменениями состава посетителей по возрасту, заболеваниям, тяжести состояния. Кроме того, уменьшение посещаемости сочетается с изменением кратности посещений: если в прошлые годы на одно первичное посещение приходилось от 2,2 до 3,5 повторных посещений по разным врачебным специальностям, то в настоящее время этот показатель уменьшился в 1,5 – 2 раза в разных учреждениях.
Расчетные нормы нагрузки (обслуживания) врачей амбулаторного приема выражаются в числе посещений в час работы и определяются по формуле, представленной ниже.
Рассмотрим методы расчета функции врачебной должности исходя из нормы нагрузки врача в час (для врача амбулаторного приема – число посещений в 1 час работы):
Nн = 60 / Nв,
где Nн - норма нагрузки врача в час;
Nв - норма времени (затраты времени) на 1 посещение;
60 – количество минут в 1 ч.
Нормы времени устанавливаются на основании фактических данных за предшествующий период или при помощи нормирования. Например, если норма времени на 1 посещение к врачу-кардиологу составляет 20 минут, то норма нагрузки составит 3,0 посещения в час (60 / 20).
При кратности посещений равной 5 – 3,4 посещения в час (60 / 17,8).
Плановая функция врачебной должности – число посещений в год.
Разница в затратах труда на разные виды посещений (в поликлинике, на дому, профилактический осмотр) и в соотношении этих видов посещений в течение года как у врачей разных, так и одноименных специальностей обусловила поиск выражения этого показателя в единые эквивалентные единицы. За эквивалентную единицу принимается лечебно-диагностическое посещение в поликлинике.
Плановая функция врачебной должности на амбулаторном приеме (Ф) выражается в числе лечебно-диагностических посещений в поликлинике в течение года и рассчитывается по формуле:
Ф = Nн * ГБД * К,
где Nн - норма нагрузки врача в час;
ГБД – годовой бюджет рабочего времени должности;
К – коэффициент использования рабочего времени должности.
РАСЧЕТ ЧИСЛА ВРАЧЕЙ АМБУЛАТОРНОГО ПРИЕМА
Плановый объем работ может определяться на основе фактических данных предшествующего периода. Однако врачи в процессе лечебно-профилактической деятельности выполняют различные виды работ, в связи с чем структура посещений к ним довольно разнообразна – это посещения в поликлинике с лечебной целью, профосмотры, консультации, посещения на дому и т.д. для того, чтобы соотнести эти виды работ между собой и определить общий объем выполненной работы используют метод сопоставления различных видов работ с одной из них, принятой за некий эквивалент. Обычно в качестве эквивалента выступает посещение к врачу в поликлинике с лечебной целью.
Суммарное число посещений в эквивалентных единицах принято определять по формуле:
Тб Тс Тв
П = А + Б * ------- + С * -------- + В * -------,
Та Та Та
где П – суммарное число посещений в эквивалентных единицах;
А – число посещений в поликлинике;
Б – число профосмотров;
С – число посещений на дому;
В – другие виды затрат рабочего времени;
Та, Тб, Тс, Тв – затраты рабочего времени на соответствующие виды деятельности (на единицу работы).
Расчет числа должностей врачей амбулаторного приема по объему работ осуществляется по формуле:
Д = ПЭ / Ф,
где Д – численность должностей;
П – необходимое число посещений в год на одного жителя (в эквивалентных единицах);
Ф – плановая функция врачебной должности.
При определении норматива на 10 000 жителей используется формула:
Д = П х 10 000/ Ф,
где Д – численность должностей на 10 000 населения;
П – необходимое число посещений в год на одного жителя (в эквивалентных единицах);
Ф – плановая функция врачебной должности.
В ряде нормативных документов указывается численность населения на одну должность врача. Расчет проводится по формуле:
Н = 10 000/ Д,
где Н - численность населения на одну должность;
Д – численность должностей на 10 000 населения
9. ОСОБЕННОСТИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА СР. И МЛ. МЕД. ПЕРС
С переходом к ОМС появилась необходимость в расчете тарифа за оказание медицинской помощи, в котором немалую долю занимает заработная плата среднего и младшего медицинского персонала. Следовательно, формирование численности персонала является неотъемлемой частью расчета тарифа за оказание услуг. В соответствии с нормативами численности должности СМП и ММП устанавливаются на основе следующих показателей:
1. Числа должностей врачей;
2. Числа коек;
3. Численности населения или отдельных его контингентов;
4. Объема работы;
5. Другие показатели (учреждение в целом сменность и т.д.) и их сочетаний.
Численность должностей врачебного персонала
Такой порядок установления должностей предусмотрен в амбулаторно-поликлинических учреждениях. В этих случаях за единицу измерения принимается или общее число должностей врачей амбулаторного приема, например, при планировании численности персонала процедурного кабинета, регистратуры, или число должностей врачей амбулаторного приема той или иной специальности при планировании численности среднего и младшего медицинского персонала врачебного кабинета.
Такой же порядок введения должностей среднего и младшего медицинского персонала по определенному соотношению с численностью врачебного персонал применяется и в ряде подразделений вспомогательной службы. Причем в одних случаях за основу принимается число должностей врачей амбулаторного приема (например, должность лаборанта в городской поликлинике), в других – число должностей врачей соответствующей вспомогательной службы (например, число должностей рентгенолаборантов соответствует числу должностей врачей-рентгенологов).
Число коек
При этом порядке устанавливается либо число должностей (должность санитарки-уборщицы планируется из расчета 1 должность на 50 коек независимо от профиля отделения), либо число постов (например, должность медицинских сестер неврологического отделения устанавливается из расчета 1 круглосуточный пост на 25 коек при 3-степенной и на 20 коек при 2-степнной системе обслуживания).
При определении количества должностей, необходимых для обеспечения круглосуточной работы (дежурств) медицинского персонала в течение всего календарного года, устанавливающей число круглосуточных постов на определенное количество коек, можно использовать следующую формулу:
К Т
Д = ----- х --------,
N ГБД
где Д – необходимое число должностей для круглосуточной работы;
К – число коек в отделении;
N – величина показателя по штатным нормативам (нагрузка в койках на 1 пост) или нормативное число коек на 1 пост;
Т – число часов работы поста в календарном году (8760 ч при 35 днях в году);
ГБД – годовой бюджет рабочего времени по соответствующей должности (в часах).
Учитывая, что значения Т и ГБД определены на федеральном уровне, выражение Т/ГБД можно заменить на Z, тогда формула примет вид:
К
Д = ----- х Z,
N
Где Z – число должностей на один круглосуточный пост.
Численность населения
В амбулаториях, расположенных в сельской местности, в фельдшерско-акушерских пунктах порядок установления численности должностей среднего медицинского персонала предусматривает в качестве одного из расчетных показателей для установления должностей – численность населения. Так, должность участковых медицинских сестер устанавливают из расчета 1 должность на 2500 человек взрослого населения, на 600 детей, акушерок – на 3500 человек. Такой же порядок установления должностей принят в детских городских поликлиниках для обслуживания детей в школах и детских садах, прививочных кабинетах.
Объем работы
Ряд должностей среднего медицинского персонала: медицинская сестра по физиотерапии, в ряде учреждений медицинские сестры по массажу, инструкторы по лечебной физкультуре, фельдшеры и медицинские сестры по оптометрии и др. устанавливаются по объему работы. Например, должность медицинской сестры по физиотерапии планируется на 15 тысяч условных физиотерапевтических единиц.
Другие показатели и их сочетание
Некоторые должности среднего и младшего медицинского персонала устанавливаются на учреждение в целом независимо от его структуры и мощность или на отдельное подразделение. Например, должность фельдшера устанавливается в амбулатории, расположенной в сельской местности; в этом же типе учреждения устанавливается не менее одной должности санитарки. В ряде случаев дополнительно учитывается сменность работы подразделения. Например, должность санитарки в процедурном, прививочном кабинетах, регистратуре в детской городской поликлинике устанавливается на смену работы подразделения.
В некоторых типах учреждений применяется смешанный порядок установления должностей, например, когда в расчет принимается и врачебная должность, и население. Так, должность медицинских сестер кабинетов центральных районных больниц планируются и на врачебную должность: должность медицинской сестры устанавливается на 2 должности врачей-педиатров, и на определенную численность детей по месту их проживания: одна должность медицинской сестры на 1600 детей, проживающих в населенном пункте, где расположена больница, и на 2500 детей, проживающих на прописном участке. Планирование численности должностей среднего и младшего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения осуществляется в основном по штатным нормативам. В то же время руководители учреждений имеют право, основываясь на объеме работы того или иного подразделения, устанавливать дополнительно число должностей ил, напротив, уменьшать его численность.
Например, наблюдаемое в последние годы уменьшения числа инъекций, связанное, с одной стороны с боязнью пациента заражения СПИД, а с другой – новой структурой медикаментозного обеспечения, сказывается на нагрузке персонала процедурного кабинета. Это приводит к необходимости планирования численности персонала не только по штатным нормативам, но и по объему работы. Существуют расчетные нормы времени на выполнение процедур, которые могут быть использованы при планировании деятельности и численности персонала процедурного кабинета.
Расчет численности должностей в этом случае проводится по формуле:
Т
Д =-------------------,
ГБД * К
10. ОПЛАТА ТРУДА В ЗД. ОСН. ФОРМЫ И СИСТ. ОПЛАТЫ ТРУДА
По Трудовому Кодексу предусматриваются две основные формы заработной платы работников. Сдельная - оплата за каждую единицу продукции или выполненный объем работ, повременная - оплата за отработанное время, но ни календарное, а нормативное, которое предусматривается тарифной системой.
И сдельную и повременную формы оплаты труда можно представить системами.
Существует целый ряд условий, при которых целесообразно применять ту или иную форму оплаты труда. Например, рассмотрим оплату труда работникам здравоохранения на современном этапе.
Выбор системы оплаты труда зависит от особенностей технологического процесса, форм организации труда, требований, предъявляемых к качеству продукции, выполняемых услуг, состояния нормирования труда и учета трудовых затрат.
СДЕЛЬНАЯ ОПЛАТА рассчитывается на основе количества оказанных медицинских услуг и затрат времени на их выполнение. В зависимости от способа организации труда (работы) сдельная оплата труда бываетиндивидуальнойиколлективной(например, в стоматологической практике, оплата врачу-стоматологу будет зависеть от количества поставленных пломб, коронок и других видов стоматологической помощи).
Индивидуальная оплата возможна на работах, где труд каждого работника подлежит точному учету. Вознаграждение зависит от количества изготовленной продукции (услуг) и сдельной расценки на единицу изделия (услуги). Если оказываемая услуга, в частности медицинская, состоит из нескольких видов (частей), оплачивается каждая часть по установленной для нее расценке.
При коллективной сдельной оплате труда вознаграждение каждого работника зависит от результатов работы бригады. При этом распределение коллективного заработка между отдельными работниками производится с учетом личного вклада каждого в общие результаты труда коллектива, чаще всего с помощью коэффициента трудового участия (например, частный стоматологический кабинет, в котором работают хирург, терапевт и протезист).
Прямая сдельная расценка на единицу изделия (услуги) рассчитывается путем деления тарифной ставки разряда оплаты труда медицинского работника на соответствующую норму времени услуги.
Сдельно-прогрессивная: на каждую перевыполненную медицинскую услугу расценка берется выше. Иначе говоря, сдельно-прогрессивная система сочетает прямую сдельную с выплатами по повышенным расценкам в случае выработки сверх норм без снижения качества.
Сдельно-премиальная: кроме прямой сдельной начисляются премии за качество, объем и экономию ресурсов.
Аккордно-сдельная система устанавливает оплату за весь объем работы, а не за отдельную операцию, и премии за сокращение сроков.
Косвенно-сдельная оплата применяется для стимулирования труда вспомогательного персонала, обслуживающего основной технологический процесс (например, медсестры). Ставка вспомогательного работника умножается на средний процент выполнения норм основных работников, либо находится путем умножения косвенно-сдельной расценки на количество медицинских услуг, оказанных основным работником - врачом.
Введение сдельной оплаты труда в учреждениях здравоохранения преследует цель усиления заинтересованности работников в росте производительности труда и повышении качества выполняемых работ и проводится руководителем учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом. Сдельная оплата труда может вводиться в пределах фонда оплаты труда работников, для которых она применяется. Следовательно, сдельная форма оплаты труда может вводиться не в целом по учреждению, а для отдельных категорий (групп) работников. Для медицинских учреждений выделяют три категории работающего персонала:
непосредственные производители медицинских услуг(врачи, средний медицинский персонал и т.д.);
административно-управленческий персонал;
работники несписочного состава(выполняющие работы по договорам).
Сдельные расценки устанавливаются исходя из расчета среднего тарифного коэффициента по группе работников, для которых устанавливается сдельная форма оплаты труда.
ПОВРЕМЕННАЯ ФОРМА является основой заработной платы работников бюджетной сферы здравоохранения и рассчитывается исходя из тарифной ставки за час работы или оклада за проработанное время, учтенное табелем. Она подразделяется на простую повременную и повременно-премиальную системы.
Простая повременная - расчет зависит от тарифной ставки или оклада и отработанного времени. Является распространенной системой оплаты труда для специалистов и служащих.
Повременно-премиальная: кроме простой повременной (тарифной ставки) предусматривается получение премии в процентах к окладу за достижение определенных количественных и качественных показателей.
Тарифная система оплаты труда представляет собой совокупность нормативов, с помощью которых осуществляются дифференциация и регулирование заработной платы в зависимости от качества, характера и условий труда. Она позволяет в определенной степени учитывать различия в квалификации работников, сложность, степень ответственности и интенсификации их труда, условия, в которых этот труд протекает. Об этом говориться в статье 143 Трудового Кодекса.
Тарифная система оплаты труда включает в себя: тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты.
Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочного работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Тарифная система оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, устанавливается на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой в порядке, установленном федеральным законом, и являющейся гарантией по оплате труда работников бюджетной сферы. Тарифная система оплаты труда работников других организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда.
Кроме всего прочего выделяют бестарифную систему оплаты труда, которая учитывает квалификационный уровень работника, характеризующий фактическую продуктивность медперсонала.
В настоящее время здравоохранение представлено в основном бюджетными ЛПУ, где все названные системы оплаты труда ориентированы на заданные бюджетным финансированием оплаты. Дополнительной к бюджетным средствам оплатой труда является часть прибыли, идущая на материальное поощрение, экономически обоснованным источником, которой являются платные медицинские услуги. Кроме того, дополнительные выплаты могут формироваться за счет экономии фонда оплаты труда (не укомплектованность штатов, внутриучрежденческие совмещения и т.д.), а также за счет средств обязательного медицинского страхования.
Кроме вышеназванных, выделяют смешанную форму оплаты труда. Она является наиболее современной, т.к. сочетает повременную и сдельную формы. Кроме того, она позволяет индивидуально подходить к оплате труда работников, гарантируя и обеспечивая лишь часть заработной платы.
Все вышеназванные формы и системы оплаты труда могут быть применены в бюджетной сфере здравоохранения, которая в этом смысле характеризуется следующими особенностями.
1. Заработная плата в здравоохранении состоит из схемного должностного оклада (ставки), а также повышений, доплат и надбавок, предусмотренных действующим законодательством. Единая тарифная сетка определяет минимальный уровень оплаты труда. Трудовые доходы регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются.
2. Администрации краев, областей, городов за счет средств соответствующих бюджетов могут направлять средства на дополнительное увеличение должностных окладов (ставок), размеров и видов повышений, доплат и надбавок сверх предусмотренных нормативными актами Правительства РФ.
3. Оплата труда в здравоохранении регламентируется приказом МЗ РФ от 15.10.99 № 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения».
4. Заработная плата руководителя медицинского учреждения зависит от его квалификационной категории и группы оплаты труда руководителей, к которой относится данное медицинское учреждение.