1. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАК СИСТЕМА
Системы здрав-ния можно разделить на 3 группы:
1. Преимущ-но госуд (обществ система), наиболее демонст-но представ-ая в Велик-нии.
2. ПРеимущ-но страх-ая система (ГерманияЮ, Франция)
3. Преимущ-но частная (США).
Во многих странах существуют смешан системы и различ организ фолрмы.
К 1-ой группе можно отнести Италию, Норвегию, Бельгию, Кагаду. В них большая часть средств идет из гос бюджета, формир-ых за счет обязат налогов с населения и предпр-ей.
Ко 2 гр относ большинство стран Европы, некот гос-ва Лат Америки, Япония и другие.
К 3 – только США.
Но нигде нет чистой системы, во всех странах сущ-ют и гос и част организации.
ПРеим гос система.( на примере Велик)
Предостав всему населению бесплат мед помощь. Мед услуги, как и вся деят-ть Мед учр-й обеспеч гос бюджетом (85-87%), остал сред-ва идут из част ист-ов и Добров мед страх-я. Бюджет состав-ся из налогов граждан и пред-й и распр в соот-вии с решениями парламента , для обеспеч деят-ти учр-й создан центр орган управ-я – мин-во здрав-я. Система здрав-ния имеет спецефич для Великобр стр-ру , состоящую из 3 секторов:
1. Врачи общ практики, амб-полик учреж-я, аптеки, фврмацевты, зубн врачи, т.е. перви мед-сан помощь.
2. госпитали, больн службы
3. общест, подведомствен мед службы здрав-ния (сан-гигиенич, орг-ции соц работников)
Каждый сектор имеет своиспецефич системы управ-я. В госпит-ях врачи получ фиксир зарплату в соот-вии с тарифами и ставками. В секторе общей прак-ки оплата поиз-ся за каждого приписанного больного строго по тарифу установ законом. Раб время врача не лимитировано. Он может принять пациента у себя или посетить его на дому.
Преим-ва английской системы здр-ния: - семейное обслуж-е, выпол-е значит части услуг, котор обычно оакз-ся спец-ми в стац-ах, высок квалификация и хорош орган-ция труда.)
Недостатки: - нехватка ср-в, излишняя центр-ция и монопол-ция управ-ния, слабая проф работа. Для устран-я недостатков провод реформа, в соот-вии с котор усил-ся фин и админ права рук-лей госпиталей, усиление прф работы, создаются трастовые советы, усил-ся самоуправ больниц.
Страх система.
Эта система основ0ся на обязат для больш-ва граждан предост им мед помощи за счет трех ист-ов финанс-ния: отчисл-й из зарплаты, отчис-й олт доходов, и ср-в гос бюджета..
Большая часть расходов обеспеч первыми двумя источниками. Остал часть воспол-ся за счет Добров страх-ния , част, благотв и других источников. Часть расходов обеспеч сам застрах-ый. . Органы управ-я и контроля обычно отделены от системы соц страх-я, хотя контактируют с ней, но тем не менее контроль со стороны прав-ва ведется..
В Германии , например, финан-е здрав-ния осущ-ся след образом: 60% - соцстрах, 10% - част страх-е, 15% - гос ассигнов-я, 15% - личные сред-ва граждан. Врач и страх ассоц-ции устан-ют конкр срок тариф за опред мед услуги в услов едцах, котор период-ки измен-ся. Страх врачи и орг-ции не должны выходить за пределы такого лимита.
Част система. (на примере США).
За счет этого вида оплач-ся более трети всех мед услуг., прежде всего самых дорогих – больничных и половина внебольн. Свыше 40% всех расходов из общей суммы соста ассигнов-я фед прав-ва «Медикэр» (для мед помощи пожилым – более 65 лет) и «Медикейд» (неимущим, безработ). Остал ср-ва составляют личные ср-ва граждан и различ благотв фондов и орган-й.
Ведущ место занимают орг-ции Добров мед страх-я. В стране более 2000 страх комп-й, котор объявл себя некоммерч-ми. но их диведенты превышают прибыли крупн промыш комп-ний.
ВОЗ явл-ся самой крупной орг-цией, котор сотр-ет почти со 180 междунар мед орг-циями, агенствами, ассоциациями. Она была создана в 1946 году на муждунар конф-ции в Нью-йорке. Целью ВОЗ явл-ся достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. Деят-ть ВОЗ проходит в соот-вии с общими прог-ми на 5-7 лет, планир-е осущ-ся на 2 года. Задачей Воз явл-ся достижение физ и морал благополучия всеми ленами общ-ва. Были названы десятки критериев , в том числе уровни млад сметр-ти, массы тела, сост-е водоснабжения, питания и т.п.Важн=шим явл-ся развитие ПМСП, котор посвящена прграмма ВОЗ.
Деят-ть Воз обеспеч регул бюджетом, состав из членских взносов гос-в. Кроме того ВОЗ распол внебюд срми. Секретариат ВОЗ имеет децентр-ю стр-ру:штаб-квартира расположена в Женеве, Сущ 6 регион бюро (Копенгаген, Ваш-н, Александрия, Дели, Манил, БРаззавала). В штаб-квартире и регион предстработает 4,5 тыс человек. ежегодно созываются общие собрания гос-в –членов ВОЗ., а между ними сессии Испол-го комитета( всего 30, но 5 основ – Рос, США, Велик-я, Фанция, Китай).Воз принадл большая роль в в успешном решении ряда проблем – междунар и нац здр-ния. По ее иниц-ве была осущесвлена кампания по лик-ции оспы, по борьбе с малярией, прог-ма иммунизации против 6 инфек забол-й..
2. ПРИНЦИПЫ, УРОВНИ И ФОРМЫ ПРАВ-ОГО РЕГ-ИЯ ЗД:
Управление здрав-м осуществляется на 3-хуровнях:федеральный, региональный имуниципальный.
На федеральном уровне основной субъект управления здравоохранение-Минздрав. Осуществляет деятельность с др. о-ми исполнительн. власти. Его задачи: разработка основ гос.пол-ки в обл. охраны здрав-я,; организация оказания мед.пом-щи населению; гос.сан-эпид надзор; сан-гиг.нормирование; обеспечение функционирования ведомственной с-мы проф.образования; организация проведения научных исследований и внедрения их в практику; разработка нормативов и стандартов в обл.здрав-я; контроль за кач-м мед.помощи и др. Минзрав проводит единую гос.политику в обл.зрав-я; создает единое инф-е пространство; проводит единую лекарственную политику в стране; интегрирует мед.службу др.ведомств в единую с-му здрав-я.
Большая часть хозяйственных вопросов должна решаться на региональном уровне: распределение собственности, поиск финансовых источников. Субъекты несут основную нагрузку по финансированию.
В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения и отдельные гос.полномочия, кот-ми могут наделяться о-ны мест-го самоуправления. Оказание прямого воздействия на местные органы самоуправления со стороны государства противозаконнно.
-федер. ур-нь;
-у-нь субъектов РФ;
-муниципальный ур-нь;
-ур-нь учрежд-ий и др. орг-ий ЗО.
Виды прав-го регул-ия:
-Конституция;
-ФЗ.
Правовые акты:
-указы презид-та;
-норм.-прав. акты;
-норматив. акты.
Программа вкл. гос. гарантии:
-виды мед. помощи за счет бюджета;
-устанавл-ет какие виды помощи должны финансир-ся каким бюджетом;
-перечень мед. помощи за счет ОМС;
-содержит нормативы по v мед. помощи→разраб-ся подушевые норм-вы.
Кажд. субъект разраб-ет свою программу. Статья 41 Конституции:
1.Кажд. имеет право на охрану здоровья и мед. помощь.
Мед. помощь в гос.и муниц-х учрежд-х
здр-ия оказ-ся гражданам бесплатно за счет ср-тв
соотв-го бюджета, страх-ых взносов, др. поступлений.
2.В РФ финанс-ся федер-ные программы
охраны и укрепля здоровья насия, принимся меры по
разв-ю гос., муницной, частной систем
здр-ия, поощряется деят-ть, способств-ая укрепл-ию здоровья человека, разв-ию физ. культуры и
спорта, эколог-му и санитарно-эпидем-му благополучию.
3.Сокрытие должност-ми лицами фактов и обстоят-тв, создающих грозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой
ответст-ть в соот-вии с ФЗ.
3. СИСТЕМА ЗАКОН-ВА РФ.
"Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 07.03.2005)
Основы состоят из след разделов :
1.общие положения
В этом разделе нашли отражение основные понятия , а именно:
Охрана здоровья – совок-ть мер полит, экон, соц. культ, науч, мед-го, сан-гигиен, противоэмидем хар-ра, направ на содер-е и укреп-е физ и псих здоровья кажд человека, поддер-е его долголет и актив жизни.
Основ принципы:
- соблюд прав чел-ка и гражд-на в области охраны Здор-я и связ с этими правами гос гарантий
- приоритет прф мер
-дост-ть мед-соц помощи
-соц защищ-ть граждан в случае утраты здоровья
ответ-ть органов гос власти и управ пред-тий.
Зак-во РФ состоит из соот-щих положений Кост-ции и наст основ, а также актов респ-к, краев, областецй. Основы регул-ют отношения граждан, органов Гос власти и управ-я, хоз субъектов, субъектов гос, муниц. част с-м здрав-ния.
Задачи Оснрв:
1) опр-ние ответ-ти и комп-ции по вопросам охраны Здор гр-н
2) прав рег-ние
3) опред-е прав, обяз-тей отдел групп населения
4) опред-е проф прав.
1. компетенция в области охраны здоровьяРФ, Субъектов, краев, областей, органов мест смоупр-я
2. Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
3. Организация охраны здоровья градан
Здесь пересичлены полномочия высших органов власти, источ-ки фин-ния охраны здоровья, дано опред-е всех систем здрав-ния, опред порядок выдачи лицензий предпр-м, учр-м.
4. Права граждан в области охраны здоровья
Говор-ся о том, что граждане обладают неотъемлимым правом на охрану здоровья. Это право обеспеч охраной окруж среды, созд-ем благопр условий труда, правом на инфор-цию о факторах, влияющих на здоровье, прве на мед-соц помощь, указаны права несоверш-х и т.п.
5. Права граждан при оказании мед-соц помощи
Права пац=та, право на инф-цию о состоянии здоровья, согласие на мед вмеш-во, оказ-е мед помощи без согласия граждан.
6. Мед деят-ть по регул-нию репродук ф-ции человека
Искус перрав-е берем-ти и т.п.
7. Мед экспертиза
порядок проведения, военно-врач эксп-за, суд-мед и суд-псих-ая экспертиза.
8. Права и соц защита мед и фарм раб-ов
Право на занятие мед деят-тью, право на занятие част мед практикой, право на занятие народ мед-ой, права леч врача
9. Междунар сотр-во.Ответ-ть за причинение вреда.
4 ОСНОВНЫЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦ ПРОЕКТА
Основные цели национального проекта в здравоохранении:
1.Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности.
2.Повышение доступности и качества медицинской помощи.
3.Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
4.Развитие профилактической направленности здравоохранения.
5.Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи.
Основные направления приоритетного национального проекта:
1. Развитие первичной медицинской помощи:
подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;
увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских
пунктов и «скорой помощи»;
укрепление материально-технической базы диагностической службы первичной медицинской помощи,
скорой медицинской помощи;
профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;
дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;
введение новых программ обследования новорожденных детей;
дополнительная диспансеризация работающего населения;
оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и
муниципальных учреждениях здравоохранения.
2.Обеспечение населения высокотехнологичной мед. пом.
увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.
С 1 января 2006 года участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам и врачам общей (семейной) практики производятся денежные выплаты в размере 10 тыс. руб., а медицинским сестрам, работающими с данными специалистами, - 5 тыс. руб.
Выплаты производятся за дополнительную медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий на основании дополнительных соглашений к трудовому договору, заключенных между медицинскими работниками и руководителями муниципальных (государственных) учреждений здравоохранения. Ззаработная плата врача будет зависеть от объемов и качества выполненной им работы Заработная плата медицинских работников женских консультаций и роддомов увеличилась за счет реализации родовых сертификатов.
В федеральном бюджете на 2006 г. предусмотрены финансовые средства для оплаты услуг государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в размере 10,5 млрд. руб.За каждый реализованный родовый сертификат женская консультация и роддом получат соответственно 2 и 5 тыс. руб.
Высокотехнологичная медицинская помощь
Высокотехнологичные медицинские услуги полностью будут оплачены из федерального бюджета.С целью упорядочения получения дорогостоящих (высокотехнологичных) видов помощи будет создана система «листа ожидания»
5. ПРАВА ГРАЖДАН
Имеют право на:
-обяз-ое и добров-ое мед. страх-ие;
-выбор мед. страх-ой орг-ии;
выбор мед. учрежд-ия и врача;
-получ-ие мед. помощи на всей терр-ии РФ;
-получ-ие мед. услуг, соот-но их объему и кач-ву усл-ям договора;
-предъявл-ие иска страхов-лю, страх. орг-ии, мед учр-ию
На территории РФ лица, не имеющие гражд-ва, имеют такие же права и обяз-ти в с-ме мед. страх-ия, как и граждане РФ.
1.Права семьи
Гос-во берет на себя заботу об охране здоровья членов семьи.
2.Права беременных женщин и матерей
Гос-во обеспеч-ет беременным женщинам право на работу вусловиях, отвечающих их физиолог-им особ-тям и состояниюздоровья.
3.Права несовершеннолетних
1)диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах.
2)медико – соц. помощь и питание на льготных условиях,устанавл-ых Прав-ом РФ.
3)санитарно – гигиенич. образ-ние, на обуч-ие и труд
4)бесплатную мед. консультацию за счет ср-в
бюдж-в всех ур-ей при опред-ии проф.
пригодности;
5)получение необход. инф-ции о состоянии здоровья в доступной для них форме.
4.Права военносл-их, граждан, подлежащих призыву на военную службу.Военносл-е имеют право на мед. освидетельств-ие для опред-ия годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.
6.Права граждан пожилого возраста
имеют право на медико–соц. помощь на дому, в учреж-х гос. или муниц-ой с-мы здрав-я, а также в учр-х с-мы соц. защиты нас-ия и на лекарств-ое обесп-ие, а том числе на льготных условиях.
7.Права инвалидов
имеют право на медико-соц.помощь, реабилитацию,обеспечение лек-вами, протезами, средствами передвижения на льготных условиях, а также на проф. подготовку и переподготовку.
8.Права граждан при чрезв-ых ситуациях и в эколог-ки неблаг-ых районах Они имеют право на получение беспл-й мед. помощи, санаторно-курорт. и восстан-го лечения, провед-ие меропр-ий по преод-ию послед-ий чрезв-ой ситуации и ↓ риска для их жизни и здоровья.
9.Права лиц, задерж-ых, заключ-ых под стражу,
на получение мед. помощиОни имеют право на получ-ие мед. помощи, в том числе в необх-ых случаях в учрежд-х гос. Или муниц-ой с-мы здр-ия, за счет ср-в бюджетов всех ур-ей.
5 Права гр при оказании мед-соц-ой по-щи
1. права пациента (ст30)
o Выбор врача, в т.ч. ВОП, ЛПУ в соотв с договором ОМС
o Обследование, лечение и содержание в услоих, соотв-х санит-гигиен требован
o Проведение консультаций
o Сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью,о состоянии зд , диагнозе
o Отказ от медицинского вмешательства в соотв со ст 33 Основ
o Получение инф-ции о своих правах и обязанностях
o Получение медицинских услуг иных усл в рамках программ добров МС
o Возмещение ущерба в случ причинения вреда его здоровью при оказании мед пом
o Допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав
В случае нарушения прав пациента он может обращ-ся с жалобой непосредственно к рук-лю учреж-ия
2. право гр на инф-ию о состоянии зд Кажд гр-н имеет право в доступной для него форме получить информацию о состоянии своего зд, резуль-х обслед, наличии заболев, диагнозе, Инф-ция о состоянии зд не может быть представлена гр-ну против его воли.
o В случае не благоприятного прогноза инфор-ция д/б предсталена в деликтной форме
o По требованию гр-на предоставляются копии мед док-ов, отражающих состояние зд
3. согласие на мед вмешательство (ст32)
o Необходимым условием перед осуществлением вмешательства является информированное добровольное согласие гр-на
o Когда состояние гр-на не позвляет ему выразить свое волю, а мед вмешательство неотложно, вопрос о его проведении в интересах гр-на решает консилиум, а при невозможности – лечащий врач
o Для лиц до 15 лет, признанных в установленном порядке недееспособными, дают их законные представители.
4. отказ от мед врешательства (ст33)
o Гр-н имеет право отказаться от мед вмешат или потребовать прекращения, кроме случаев предусм ст 34
o При оказе гр-ну д/б разъяснены возможные последствия
o Оформляется записью в мед док-ах и подписывается гр-ом
5. оказание мед пом без согласи гр-н (ст 34)
o Допускается в отношении лиц, стадающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих лиц, страдающих тяжелыми психич заболев., совершившим общественно опасные деяния
o Решение принимается врачом
6. ПОНЯТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель: сохранение и улучшение здор. людей , а также сокращение прямых и косв. потерь общества за счет снижения заболев-ти и смертн. населения.
Задачи:
1. Увеличение Vмероприятий по проф. заболев.
2. Сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения путем внедрения в практику совр. методов проф., диагн., лечения
3. Повышение эф-ти исп-я рес-ов ЗДР
Реализация К. основана на след. принципах:
1. всеобщность, соц. справедливость и доступность мед. помощи
2. проф. направленность
3. эконом. эф-ть функц-я МУ
4. единство мед. науки и практики
5. активное участие населения в решении вопросов ЗДР
В совр. условиях приобр. важное значение:
-форм-е гос. политики в обл. ЗДР и мед. науки и повышение отв-ти всех органов власти за ее реализацию
-увеличение фин. гос. гарантий в сфере ЗДР, повышение доли ср-в на ЗДР
-совершенствование прав. рег-я деят-ти
-развитие негос. сектора
-проведение инвест. политики, обеспечивающей макс. эф-ть вложений
-повышение уровня квалифик. мед. раб
-повышение соц. защиты мед. раб.
-совершенст. гос. рег-я в обл. лек. обеспечения
-совершенствование орг. мед. помощи
7. МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА
МУ – професс. действия, направ. на сохранение или поддержание оптимального уровня здоровья индивидуума.
Особенности МУ:
1) Специфика проявления самого рез-та:
-рез-т проф. деят-ти воплощен в самом человеке
-характер У индивидуальный
-рез-т разнообразен по физ.V (индивид, семья, колл. пред-ия)
-рез-т имеет сложн. стр-ру и м. распад. на много подразд.(необход. совместные усилия вр.-спец., общей практики)
-величина необход. д/достижения рес-ов заранее определена б. не м.
-рез-т напрямую не связан с величиной затрат
-разнообразен по сроку проявления и по необход. повторн. воздействия
-услуги предост. в мат. и немат. виде
-хар-р расчетов за У может б. различен(прямая оплата,ч/з б-т)
2) Процесс оказания У:
-наличие большого кол-ва инвесторов (пациент, семья, работодатель, СМО, гос-во)
-многообразие хоз. связей, проявл. в ходе оказания У
-зависимость хода оказания У от местн. условий, кот. м. препят. или благопр. процессу лечения
-активная взаимосвязь по линии: врач-пациент
-возможность тер. перемещений в процессе оказания У
-возможость достижения промежут. рез-та с послед. возобновлением процеса оказания У
-длительность процесса оказания У м. охватить всю жизнь
1.Общие св-ва МУ: -неосязаемость, -неразрывность пр-ва и потребления, -неоднородность или изменчивость кач., -неспособность У к сохранению впрок.
2. Экономические составляющие: -себ-сть, -рент-сть-эф-сть
-цена У -методика ценообразования
3. Медико-социальные: -своевременн., -доступность-качество
8. ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ОКАЗАНИЯ МЕД ПОМ.
Проект. -е целесообр-но осущ-ть во всех структ-х подразд-х: нечетное, диагн-е и пароклинич-ое.
Подходы к проект.:
1индив.- врач сам опред. Процесс решения
2 внутри организ-ый – занимается сама орган-я:
А)свободный-на уровне болезни в целом
Б) на основе существ-х отрослевых стандартов
В)отрослевой общий
Для всех проектов опред-ся конкретные пределы(нормы)
Методика проектирования:
1форма протокола каждого дня
2клиническ путь.Харак-ка протокола ведения больных
1 пациент с диагнозом
2 время стац. лечения
3 миниое догоспит-ое обследование
4 консультации специалистов
5 хирургич. Операции
6 медикаметоз лече-е
7 критерии выписки
8 пост госпитальное лечение
9 прогнозируемое отклонение
9. РОЛЬ СТАТИСТИКИ
Статистика -отрасль знаний, объедин пр-пы и методы работы с числ-ми данными, хар-ие массовые явл-я; или отрасль знаний, изуч-я кол сторону масс явлений в неразр связи с кач стороной
Значений мед стат-ки
1.Исп-ся для изуч-я сост-я зд-я насел-я
2.Инф-я о сети упр-я Зд-ем, исп-я ресурсов
3.оценка эф-ти мер по профил-ки и леч-я бол-й
4.оценка V кач-ва и ст-ти МП
5.Исп-ся для интерпрет-и рез-ов клин-х, эпидемиол-х, санитарных
Цель примен-я стат-ки-выявл-е и изуч-е закономерностей соц-эконмич, медикобиологич явл-й и проц-в в сфере мед-ны и Зд
Виды инф-и в Зд:
1.Медико-статистич – кач-во мед пом
2.Экономич – инф-я о фин-ах, их исп-и, о движ-и фин-х потоков
3.Материально-технич – о лекарств обеспеч
4.Экспертная – о кач-ве МП, на основе экспертиз
5.Научно-мед-я-предст-на мед лит-рой, инф-я о новых ЛС
Требования к орг-и гос стат исслед-й
1.Единство программы учета и сводк
2.Ед-во показ-й и методики их получ-я
3.Ед-во сроков составления и предост-я отч док-в
4.Унифик-я понятий и опр-й
5.Строгая статистич дисциплина
Отраслевая с-ма медикостатистич инф-и представлена:
1.Учр-ми Зд
2.Оргметод кааб-ты ЦРБ
3.Регион бюро статистики
4.Минздрав РФ
Классифик-я мед док-в
-оперативная-предн-на для работы
-оперативно-учетная для статистич учета
-учетная
-отчетная-присуща т-ко гос статистике и осущ-ся в соотв-и с фед прогр-ми стат работ
10. МЕД. ДОКУМЕНТАЦИЯ
Документация медицинская (Д. м.) — система документов установленной формы, предназначенных для регистрации данных лечебных, диагностических, профилактических, санитарно-гигиенических и других мероприятий, а также для их обобщения и анализа. Во всех однотипных медицинских учреждениях ведется унифицированная первичная Д. м., установленная перечнем, в котором указаны вид документа (бланк, журнал и т.д.), формат и сроки его хранения. Образцы учетных форм и правила их заполнения содержатся в альбоме, утвержденном Минздравом. Унификация документов значительно облегчает разработку материалов, создает условия для механизированной обработки данных с применением электронно-вычислительной техники. Медицинский учет отражает объем и характер работы учреждений здравоохранения и необходим для планирования мероприятий по улучшению состояния здоровья и оказания медпомощи населению, оценки качества и эффективности деятельности медицинских учреждений, обеспечения медико-статистической информацией органов управления здравоохранением различных уровней.
По своему назначению учетные документы делятся на несколько групп. Документы первой группы предназначены для записей результатов наблюдения за состоянием больного в период его лечения и лечебно-диагностических назначений. К этим документам в стационарных учреждениях относятся «Медицинская карта стационарного больного» (форма № 003/у), а также ее важнейшие модификации: «Медицинская карта прерывания беременности» (форма № 003—1у), «История родов» (форма № 096/у); история развития новорожденного (форма № 097/у). Аналогом этих документов в амбулаторно-поликлинических учреждениях являются «Медицинская карта амбулаторного больного» (форма № 25/у—87) и «История развития ребенка» (форма № 112/у): в дошкольных и школьных учреждениях — «Медицинская карта ребенка» (форма № 026/у); в женских консультациях — «Индивидуальная карта беременной и родильницы» (форма 111/у).
Вторая группа учетных документов предназначена для обеспечения преемственности и взаимосвязи между отдельными этапами (звеньями) оказания медпомощи. Эти документы содержат основные сведения о заболевших и служат оперативным сигналом для проведения необходимых санитарно-профилактических и лечебных мероприятий. К ним относятся «Выписка из медицинской карты амбулаторного, стационарного больного» (форма № 027/у); «Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку» (форма № 058/у); «Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом активного туберкулеза, венерической болезни, трихофитии, микроспории, фавуса, чесотки, трахомы, психического заболевания» (форма № 089/у); «Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом рака или другого злокачественного новообразования» (форма № 090/у) и др.
Третья группа документов отражает в основном объем выполняемой медперсоналом работы. К ним, в частности, относится «Дневник работы врача поликлиники (амбулатории), диспансера, консультации» (форма № 039/у), в котором ежедневно учитываются отработанное время, количество принятых больных и лиц, обследованных с профилактической целью; «Тетрадь учета работы на дому участковой (патронажной) медицинской сестры (акушерки)» (форма № 116/у); «Журнал учета процедур» (форма № 029/у) и др.
Существует также документация, используемая на станциях скорой помощи, в учреждениях судебно-медицинской экспертизы, лабораториях, входящих в состав медицинских учреждений, в санитарно-профилактических учреждениях.
Первичная Д. м. используется для составления медицинской отчетности — системы документов установленной формы, представляемых различными медицинскими учреждениями и органами управления здравоохранением вышестоящим органам. Основу медицинской отчетности составляют годовые отчеты учреждений и органов управления здравоохранением. Имеется также ряд отчетов более частой периодичности: о движении инфекционных заболеваний, о заболеваниях туберкулезом, раком и др. Основным документом медицинской отчетности является унифицированный «Отчет лечебно-профилактического учреждения» (форма № 1 — годовая).
Персональная ответственность за соблюдение отчетной дисциплины возложена на руководителей учреждений. Предусмотрена система административных мер, направленных на борьбу с преднамеренными искажениями отчетности, с представлением недостаточно проверенных данных. Основные требования, предъявляемые к заполнению Д. м.: достоверность, медицинская грамотность, полнота и своевременность записей. Д. м. по своему характеру относится к документам сугубо служебного назначения и должна быть доступна только лицам, профессионально с ней связанным.
Учет амбулаторно-поликлинических посещений ведется в «Ведомости учета врачебных посещений в амбулаторно-поликлинических учр., на дому».
Данная Ведомость заполняется всеми врачами лечебно-профилактических учреждений, проводящими амбулаторный прием больных в поликлинике и на дому, в т.ч. и ведущими только консультативный прием.
Посещение - это контакт пациента с врачом по любому поводу с последующей записью в карте амбулаторного пациента (назначение лечения, записи динамического наблюдения, постановка диагноза и другие записи на основании наблюдения за пациентом).
Учету подлежат следующие посещения:
- врачей любых специальностей, ведущих амбулаторный, в т. ч. консультативный прием;
- психотерапевтов при проведении групповых занятий (число посещений учитывается по числу больных, занимающихся в группе);
- врачей здравпунктов, цеховых терапевтов, акушеров-гинекологов и других, ведущих прием на здравпунктах в часы, специально выделенные для амбулаторного приема;
- врачей, оказывающих мед. пом. в специально выделенные для амбулаторного приема дни, при выездах в другие лечебно-профилактические учреждения (районные больницы, участковые больницы и амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты);
- посещение больного или родственника больного для повторной выписки рецепта (онколопатология, сахарный диабет и др.);
- врачей-инфекционистов, проводящих подворные обходы во время вспышки инфекционных заболеваний, осмотры контактных в очаге (семье) инфекционного заболевания.
Посещения в течение дня больным одного и того же врача учитывается как одно посещение.
- консультации амбулаторных больных врачами стационара для учета которых ввести ф. N 039/у-02 на общих основаниях раздельно по каждой специальности врача;
- случаи оказания медицинской помощи в приемных отделениях стационаров больным, не подлежащим госпитализации, для учета которых помимо записи с "Журнале учета приема больных и отказов в госпитализации" (ф. N 001/у), заполняется ф. N 39/у-02;
- консультации врачами поликлиник больных, находящихся на лечении в стационаре.
Не подлежат учету как посещения врачей:
- случаи оказания медицинской помощи персоналом станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи;
- обследования в рентгеновских кабинетах, лабораториях и т.д.;
- случаи оказания медицинской помощи на занятиях физической культурой, учебно-спортивных мероприятиях;
- консультации и экспертизы, проводимые клинико-экспертными комиссиями (КЭК);
- посещения к врачам вспомогательных отделений (кабинетов).
К посещениям по поводу заболеваний следует относить:
- посещения, когда у обратившегося выявлено заболевание;
- посещения для лечения;
- посещения диспансерным контингентом в период ремиссии;
- посещения больными в связи с оформлением на ВТЭК, санаторно-курортной карты открытие и закрытие листка нетрудоспособности, получения справки о болезни ребенка, направление на аборт по медицинским показаниям, по поводу патологии беременности, после абортов по медицинским показаниям, а также по поводу консультаций у специалистов, даже если врач при этом не находит никакой патологии по своей специальности.
К посещениям с профилактической целью следует относить:
- посещения по поводу осмотров при поступлении на работу, учебу, в дошкольное учреждение, при направлении в учреждения отдыха; осмотров контингентов, подлежащих периодическим осмотрам; осмотров населения при проведении ежегодной диспансеризации; осмотров при решении вопроса о проведении профилактических прививок (при условии, что во время осмотра у пациента не будет выявлено заболеваний);
- посещения беременных при нормальной беременности; посещения женщин, обратившихся за направлением на медицинский аборт; по поводу медицинских абортов, проводимых в амбулаторных условиях, применения противозачаточных средств; после медицинских абортов, проведенных в стационаре и т.д.;
- патронажное посещение здоровых детей первого года жизни, работа врачей призывных комиссий, повторные обходы врачей инфекционистов во время вспышки инфекционных заболеваний.
Посещение среднего медицинского персонала
Посещения среднего медицинского персонала подлежат учету в случаях ведения самостоятельного приема во врачебных амбулаторно-поликлинических учреждениях, на врачебных и фельдшерских здравпунктах, ФАПах, включая посещения по поводу процедур. Посещение засчитывается как одно, если при обращении по поводу заболевания одновременно выполняется и процедура. Посещение в течение дня больных к одному и тому же медицинскому работнику учитывается как одно посещение.
11. СТАТ ОТЧЕТ-ТЬ
Для всех органов и учреждений здравоохранения существуют единые формы статистической отчетности, утверждаемые Федеральной службой государственной статистики (Росстат), а также единые формы учета и инструкции по их заполнению. Это позволяет выполнять одно из важнейших требований к медицинской статистике — обобщать в государственном масштабе статистический материал по здравоохранению и сравнивать результаты по субъектам федерации, городам и районам.
Важными принципиальными особенностями медицинской статистики являются:
• во-первых, ее связь с процессом управления, использование статистических данных для планирования мероприятий в области здравоохранения и для оценки их реализации, иллюстрацией чему служат ежемесячные, ежеквартальные и годовые сообщения Росстата в частности, в области охраны здоровья населения;
• во-вторых, тесная взаимосвязь с практическими задачами организации здравоохранения: статистические данные ориентируют руководителей органов и учреждений здравоохранения в отношении состояния сети, кадров и лечебно-профилактической деятельности учреждений, указывают на имеющиеся достижения, вскрывают недостатки и тем самым содействуют определению путей дальнейшего развития здравоохранения в стране.
Статистические данные о сети, кадрах и деятельности органов и учреждений здравоохранения по району, городу, области, республике и по России в целом формируются на основании сводки материалов статистической отчетности отдельных учреждений здравоохранения. В силу этого обеспечение полноты и достоверности статистической отчетности любого лечебно-профилактического учреждения и органов управления здравоохранением является важной государственной обязанностью каждого организатора здравоохранения.
Статистический учет и отчетность в значительной степени необходимы для работников медицинского учреждения и его руководителя в первую очередь. Годовой медицинский статистический отчет представляет сводку данных об объемах и характере работы учреждения, условиях, в которых протекала за отчетный период деятельность учреждения.
Анализ этих данных помогает вскрывать причины отрицательных показателей работы учреждения в целом или его отдельных структурных подразделений. В то же время, являясь как бы летописью учреждения, последовательно из года в год составляемый годовой отчет содержит сведения, необходимые для всякого рода справок, докладов и т. д.
Если годовые отчетные данные освещают существующее положение дела текущего времени, то анализ материалов за более длительный период позволяет определить динамику отраженных в отчете явлений, указывает направление, в котором развивается та или иная сторона деятельности лечебно-профилактического учреждения.
Фундаментом, который кладется в основу государственной отчетности и обеспечивает ее достоверность, является учет, проводимый по единым формам и правилам. При правильном ведении учета составление государственного отчета не представляет трудностей.
Медицинская отчетность
На основании первичной медицинской документации складывается медицинская отчетность - система документов установленной формы, представляемых учреждениями и органами, органами управления, организациями здравоохранения вышестоящим органам управления здравоохранения.
Медицинская отчетность характеризует здоровье населения, объем и качество получаемой медицинской помощи, ресурсы учреждений здравоохранения и эффективность их использования. Медицинская отчетность является стержневой частью медицинской статистики, имеет высокое значение для:
• обеспечения планирования и регулирования деятельности учреждений здравоохранения;
• оценки эффективности мероприятий проводимых органами управления здравоохранения.
Годовой медицинский отчет представляет собой в сжатом виде сводку данных:
• об объеме и характере работы учреждения;
• условия, в которых протекала деятельность учреждений за отчетный период.
Учреждения здравоохранения в зависимости от вида своей деятельности составляют соответствующие отчетные формы, которые представляют собой государственную или отраслевую отчетность. В настоящее время лечебно-профилактические учреждения составляют и представляют в Минздравсоцразвития России и Росстат, с различной периодичностью (утвержденной в соответствующем порядке) множество видов отчетов, напр.:
• N 5 - "Сведения о профилактических прививках"
• N 7 - "Сведения о заболеваниях злокачественными новообразованиями"
• N 7-травматизм - "Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях"
• N 8 - "Сведения о заболеваниях активным туберкулезом"
• N 9 - "Сведения о заболеваниях, передаваемых преимущественно половым путем, грибковых кожных заболеваниях и чесотке"
• N 11 - "Сведения о заболеваниях наркологическими расстройствами"
• N 13 - "Сведения о прерывании беременности (в сроки до 28 недель)"
• N 14 - "Сведения о деятельности стационара"
• N 17 - "Сведения о медицинских и фармацевтических кадрах"
• N 19 - "Сведения о детях-инвалидах"
• N 30 - "Сведения о лечебно — профилактическом учреждении"
• N 31 - "Сведения о медицинской помощи детям и подросткам-школьникам"
• N 32 - "Сведения о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам"
• N 33 - "Сведения о больных туберкулезом" и т.д. (всего 71 форма).
Основ стат отчет-ь -форма №30. Разделы:
1 штаты
2 деятельность полик-ки, диспансеров
3 деят-ть стац
4 работа лечебн вспомогат-х ьотделений
5 дея-тьлечебно-диагнос-х подразделений
6 антирабическое Дея-ть (прививки)
7 оснащеность ЭВМ