1. МЕ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСН. КАТЕГОРИИ И ИНСТРУМЕНТЫ
Упр-ние > МЕ > рук-во
МЕ – обл знан и проф деят, направленная на форм и обесп достиж цел О путем рац исп имею ресу. Содерж раскрыв в 3 аспектах МЕ:
- наука и искусст У
- вид деят и проц прин УР
- аппарат У деят О
Категор МЕ – наиб общ и фундам понят, отраж сущ-е св-ва и устойч понят в проц У О:
+ объекты и субъекты МЕ. Объекты МЕ – все объект, подверг управл воздейств:
- по функц област (финансы, персонал, сбыт, снабжен, пр-во, инновации)
- по виду объекта (оп-ции, проект, система)
- по ур иерархии (раб место, участок, цех, пр-во, пр-тие, корпорация)
Субъекты МЕ – менедж, заним пост должн в О и надел полном в прин реш в опред сфере деят О:
- рук-ли О (высший МЕ)
- рук-ли подразделений или профитцентров (средний МЕ)
- администраторы и организаторы опред видов работ (низовой МЕ)
• виды МЕ – спец области, связ с решен опред задач МЕ:
- по признаку объекта (генеральный МЕ и функциональный МЕ)
- по признаку содержания:
нормативн (разраб и реал философ О, ее предпр полит, опр-е позиц О в конкр нише рынка и формир общ стартег намерений)
стратег (выраб набора страт, их распр во t, обесп страт контр)
оперативн (разраб тактич и операт мер, → на практ реал принят стратег раз-я)
• ф-ции МЕ опр-ют устойчив состав спецефич видов управ деят, хар-хся однородност целей, действ и объек их приложен:
- общие (планир, орг-ция, контр)
- технологич (принят УР, коммуникац)
- соц-психолог (делегиров, мотивац)
• методы – сист правил и процед реш упр задач. Реал ч/з инструм (иерар, культ, рын)
• принцип МЕ (оптим сочет централ и децентр в У; единонач и коллегиал в У; научн обоснов; плавности; сочетан прав, обязан и отвеств; частн автоном и свободы; иерарх и обратн связи; мотивац; демократиз У)
Орг-ция – группа людей, деят кот сознател координир для достиж общ для них целей.
Обязат требов к формир О:
• наличие > 2 людей, кот считают себя частью группы
• наличие > 1 цели, кот приним как общ все члены группы
• наличие членов группы, кот намеренно работают вместе для достиж значимой цели
Сложные О – О, имеющ набор взаимосвяз целей. Хар-ка:
• наличие и преобразование ресурсов
• зависимость от внеш и внутр сред
• подраздел или стр-ра О – логич взаимоотн ур У и функц обл, построен в такой форм, кот позвол наиболее эф-но достичь целей.
Формы разделения труда:
• вертикальн. Делит труд рук-лей, опр-ет ответств и подчинение. Кол-во вертик подур д/б рацион для У О
• горизонт. Качествен и колич дифференц и специал трудов деят. выдел компоненты по опред признак, кот формир в орг подраздел. Признаки раздел:
- функцион (по видам деят)
- товарно-отрасл (специализ и огранич в выполн конкрет труд оп-ций и процедур)
- квалификацион (по сложности работ и квалиф)
2. УПРАВЛЕНИЕ. УР. УПРАВЛЕНИЯ.
Управление–проц планирования, организации, мотивации и контроля, необх для формир и достиж цел О. Суть У: оптим сочетан ресур
Управл труд – вид обществ труда, осн задач кот явл обесп целенаправ скоордин деят как отд труд участк, так и трудов коллект вцелом. Особенности управл труда:
• умств труд состоит из 3 видов деят (орг-адм и воспит, аналит и конструкт, инф-техн)
• участие в создании матер благ опосредовано
• предмет труда – ин-ция
• ср-ва труда – орг и вычисл техника
• рез-т труда – УР
Классиф управл ролей в зависим от функц обязан:
• рук-ль (проц планир и контр)
• специалист (ф-ции подготовки и реализ УР)
• вспомогат персонал (информ обслуживание аппарата У)
Крупные организации нуждаются в выполнении очень больших объемов управленческой работы. Это требует деления управленческого труда на горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный принцип разделения труда - это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов. Вертикальный принцип разделения труда - это создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать горизонтально разделенную управленческую работу для достижения целей организации.
Руководителей делят на три категории:
1. Руководители низшего звена (операционные руководители). Самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.
2. Руководители среднего звена. Они контролируют работу руководителей низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего звена. К данному звену относятся: заведующие отделом, декан и т.д. На руководителей среднего звена ложится существенно большая доля ответственности.
3. Руководители высшего звена. Самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения.
3. ЭВОЛЮЦИЯ МЕ КАК НАУКИ
Предпосылки возникн МЕ:
• разделен труда – форма сотруднич, при кот отд участк произв проц вып разл, но доп др др труд оп-ции
• специализац труда – сосредоточ на к-л области деят, приобрет соот навык и умений
• кооперация – форма труда, при кот много лиц планомерно и совместно участв в 1 и том же проц или связан м/у собой проц труда.
Периоды раз-я У:
• древ пер 9000 до н.э – 18 в (Сокр, Плат, Макед)
• индустриальн 1776-1890 – появлен расшир воспр-ва
Эволюция Ме как науки:
• подход наун У (85-20)
• администрат подход (20-60)
• с т.з. человеч отнош (30-60)
• с т.з. науки о поведении (50-наше)
• с т.з. колич методов (50-наше)
• подход к У как к процес (50-наше)
• системный подход (50-наше)
• ситуационный подход (60-наше)
Школы У:
• школа науч У – Тейлор, Орд, Гилберт 1865. Раб-к-автомат, У рассмат на ур раб мест
• школа админ У – Файоль сформулир 5 ф-ций У. Принц: раздел труда, авторитет и отвеств власти, подчин частн интереса общ, вознагражд за труд. Вебер в 1921 создал рациональн бюрократию
• школа человеч отнош и науки о поведении – Элтон Мэйо (исп пирамиду Маслоу)
• наука У или школа колич подхода
Современные концепции У:
• total-quolity managment (сист всеобщ контр) осн на контр всех состав в произв проц
• just-in-time prodaction (точно-в-срок) устранен потерь в пр-ве и в смежн с ним сфер У
4. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ЗНАЧ. СИСТ ПОДХОДА В МЕ
Позвол предст орг-цию в виде сист взаимосв элем, рассм их хар-ки как част целого и понять взаимозавис м/у ними. СП – не метод У, а спос мышлен по отнош к О
Систем – целост-ть, сост из взаимозав част, кажд из кот вносит свой вклад в хар-ку цел.
Все О явл социотехнич сист. Виды сист: закрыт и открыт
Подсист – выделенная по к-л признаку часть сист, имеющ характерн ососбенн. Они могут содерж ряд подсист. О предст собой сложн сист, сост из 2 подсист:
управляющая сист ин-ция о сост управляемая сист
субъект У УР объект У
К управляемой подсист относят: произв подсист, обслужив и обеспечив, сбыта и др.
К управляющей подсист относят: аппарат У.
Хар-ка О как сист. Модель открытой соц-техн О:
входы (матер, труд, информ, технол, фин) → О (преобраз ресур) → выходы (пр-ция, отходы, соц имидж, Пр, удовлетв раб-ков, доля рынка, соц отвественность)
5. 5 ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ среда организации здравоохранения.
Внешняя среда орг-ции включ элем: потребит, конкур, поставщ, фин О, источн труд ресур.
Все эти элемен можно разделить на осн гр влияния: полит, технол, эк, соц, рыноч ф-ры.
Все ф-ры внеш среды классиф на:
• среда прямого воздейств (ф-ры, кот неспосредств влияют на оп-ции О):
поставщики (зависим ч/з обесп входов в О)
законодат регулир (посредством огранич или льгот на местн закон ур)
потребители (осн цель бизнеса – создать потребителя). Клиентурные рынки:
потребительский или индивид потребит
рынок производителей (пр-тия, кот потребл, чтобы пр-ть)
рынок промежут продавцов (потребл для дальнейш переработки)
рынок гос уч-ний (для осущ гос ф-ций)
мировой рынок (включ 4 предыдущих)
конкуренты. Виды:
желания-конкуренты (рестораны, бары)
товаро-родовые (пр-во т-ров одного и того же рода)
товаро-видовые (т-ры одного вида)
марки-конкуренты
контакт аудитор (соц гр, влияющ на деят О). М/б желател и нежелат.
• среда косвенного воздействия:
НТП (влияют на эф-сть изготовлен и продажи пр-та, скорость устаревания пр-та)
экономика (влияют на ст-ть всех вводимых ресурс)
политика (полит стабильность)
международн политика
социо-культурные (влияют на нац требов, жизненн установки и ценности)
Внутр среда О:
• цели (О – ср-во достиж цели. Цель – конечн пр-т деят, к кот стремит весь коллект)
• стр-ра О (логич взаимоотнош ур У и функц областей)
• задачи (предписанная работа, кот д/б вып заранее установ образ и в заранее оговор сроки)
• технологии (сочетание квалиф навыков, оборуд, инфрастр-ры, инстр и соот знаний, необх для осущ преобразован)
• труд ресурсы
6. 6 )Основные функции менеджмента планирование, организация, м
Ф-ции управления - виды управл труда, связан с воздейст на упр-мый объект.
ПЛАН-Е. Задача – опр-е целей О и путей их достиж. Для этого состав план действ.
Виды планов:
• единый - для У общ деят О
• индивид - разрабат менедж для достиж конкрет целей и задач.
Виды планирования: стратегич,тактическое, оперативное
Принципы планирования: полнота, точность, ясность, непрерывн, экономичн
ОРГАНИЗАЦИЯ. Задачи:
• опр-ть миссию, роль, ответствен, подотчетность для кажд спец-та
• структурировать работу и сформировать подразд для ее выполн
Принципы функции организации:
• опр-е и детализац целей фирмы
• опр-е видов деят для достиж этих целей
• поручение разл задач индивидуумам и объедин их в упр-мые раб гр
• координация разл видов деят путем установл раб взаимоотнош
• единство цели - никто не должен работать против целей О
• размах У - соотнош кол-ва рук-лей и упр-мых раб-ков
МОТИВАЦИЯ - процесс побужд себя и др к деят для достиж личн целей и целей О.
Пути мотивации:
• установл набора критер, кот наиболее сильно влияют на поведен сотрудн
• создание атмосферы, благоприятной для мотивации рабочих;
• актив общен с сотрудн – раб-к должен четко представ и понимать свои цели и задач
КОНТРОЛЬ - процесс сопоставл факт достигн рез-в с запланированными.
Ф-ция контроля - вид упр деят, осн на сравн показат деят О с установл стандарт.
Задача - установ отклон с целью доведен факта до запланир нормы.
7 Принципы менеджмента.
7. ПРИНЦИПЫ МЕ
Принципы управления опр-ют требов к сист, стр-ре и орг-ции проц У:
• оптим сочетан централизац и децентрализац в У (распред полномоч при принят УР)
• единоначалия и коллегиальн в У (соблюд соотнош м/у ними)
• научной обоснованности (все упр действ осущ на базе прим науч метод и подход)
• плановости (установл осн направл и пропорц раз-я О в перспективе)
• сочетан прав, обязан и ответств (кажд раб-к долж вып свои обязан и отчитыв за них)
• частной автономии и свободы (все инициат исходят от свободнодейст эк субъек, вып упр ф-ции по своему желанию в рамках действ зак-ва)
• иерархичн и обратн связи
• мотивации
• демократ У (участ в У всех сотруд. Формы: долевая оплат труда, коллег принят УР)
8 )Методы менеджмента организационно-административные, эконо
8. МЕТОДЫ МЕ
Методы управления - сов прием и способ воздейс на упр-мый объек для достиж постав О цел.
Хар-ки методов У:
• направл-ть- ориентац на сист У
• содержание - специфика прием и способ воздейст
• орг форма - воздейст на конкрет сложивш ситуац (прямое или косвенное)
Классифик метод У:
• орг-админ - осн на прямых директив указаниях. Способы:
организационные воздействия
распорядительные воздействия (приказы, указан, нормирован труда)
материал ответств и взыскания (возмещен ущерба)
дисциплин ответствен и взыскан (в случ наруш труд зак-ва)
администр ответствен и взыскан (в случаях адми наруш должност лицами)
• экономич – базир на товар-ден отнош рын эк-ки. Элем, регул эк метод:
планов веден хоз-ва
хозрасчет
раб сила
рыночное ценообразов
ц/б
налогов система
формы собственн
фазы воспр-ва т-ра
• соц-психол - базир на способ мотивац и морал воздейст на людей.
9 Управленческие решения содержание, виды, процесс принятия
9. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
УР – осн вид упр труда, сов-сть взаимосвяз упр действ, обесп реал упр задач. Классиф УР:
• по условиям принятия (в обстановке опр-сти, в обстановке риска)
• по способу выбора:
интуитивные
решения осн на сужден (обуслов знаниями и опытом)
рациональные (обосновываются с помощ объективн аналит проц)
• по сроку действ последствий решений (стратегич и оперативн)
• по широте охвата (общ, узкоспециализир)
• по форме подготов (единоличные, групповые, колективные)
• по жесткости регламентации :
контурные (обознач схему действ по реал решения)
структурированные (жесткое регламент действ)
алгоритмич (предельн жесткость регламентац, исключ инициат)
• Мэскон:
организац УР (должен сделать рук-ль):
запрограммиров (ограничено число альтернатив)
незапрограммир (требуют новых управ подходов)
интуитивные
рационаьные
Подходы к принятию УР:
• централизованный ≠ децентрализов.
• групповой ≠ индивидуал.
• сист участия ≠ сист неучастия.
• демократич ≠ совещательн
Требован к УР: эф-сть, эконом, своевремен, обоснован, реальность
Процесс принятия УР:
• установл проблемы (выявл проблем зона, по кот треб принят УР)
• опр-ние цели
• выявлен отклон и опр-ние альтернат решен (опр-тся источн проблемы, суть отклон от нормы и возмож пути решен ситуац)
• принят УР (дается оценка альтерн и отбир вариант с наибол благопр общ последств)
• реал-ция УР (конкретизация приянтого решения и доведение его до исполнит). Этапы реал-ции УР:
объявление решения
выдача необх распоряж
назнач спецефич заданий
распределение ресурсов
наблюдение за проц осущ УР
• контр за испол УР (осущ менедж в проц реал УР путем выявл откл и внесен поправ). Ф-ции контр УР: диагност, обратн связь, ориентир, стимулир, корректир, педагогич
10) Методы принятия управленческих решений.
10. МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШ.
Методы принятия УР:
• неформал – совок логич прием и метод выбор оптим УР рук-м путем теорет сравн альт-в с учет накопл опыта. Осн на интуиц менедж; приним операт, но м/б ошибоч
• коллективн методы
• количествен методы
КОЛЛЕКТИВ МЕТОД:
• мозговой штурм
• метод ДЕЛЬФИ
• японск кольцев сист КИНГИСЁ. Суть: готовится проект новшества. Он предлаг для обсужд лицам по списку, составл рук-м. Кажд рассматр решен и предлаг свои замеч в письмен виде. Решение выбирается в соот с принцип предпочтений:
принцип большинства голосов
принцип диктатора
принцип Курно – коалиц нет, кол-во решен = числу эксперт → компромисс
принцип Паретто – формируется коалиция, принимаются ее решения
принцип Эджворта – гр эксперт делится на неск коалиц, приним оптим решен, кот не наносит ущерба решен кажд из коалиц
КОЛИЧЕСТ МЕТОД:
• методы моделир. Типы моделей:
описательн (изображ ситуац, показ как она выглядит. Содерж больш долю конкр детал, малую долю абстракц)
аналоговая (замен реальн элем предм или ситуац абстрактными)
символьная (матем модель в виде ур-ний)
• дерево реш. В граф форме и формир путем пошаг дейст и оценке возмож альтерн. Этапы составл ДР:
опр-ние возможн действ для решен ситуац
оценка вероятн наступл кажд из событ
оценка ожид эф-та кажд событ предполаг, что оно уже наступило
подсчет месяч Пр. Расчет вкл ожид эффект * вероятн нступл событ. Д-д от всех действ Σ и приним решен
• принц безубыточ – модель, позвол опр-ть, какой V выпус пр-ции принес Пр, а какой Уб. Необх опр-ть const, перем и общ изд. Пр = общ д-д – общ изд. В ТБ Пр=0