1. Бухгалтерский учет
1 Организация бухгалтерского учета в здравоохранении.
Бухгалтерский учет ведется согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению".
В структуре затрат большое место занимает стоимость использованных лекарственных средств, медикаментов и прочих материалов.
В соответствии с пунктом 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01" (далее ПБУ 5/01), материалы, используемые при оказании услуг, являются частью материально - производственных запасов организации.
К бухгалтерскому учету материалы принимаются согласно пунктами 5, 6 ПБУ 5/01 по фактической себестоимости, которой в случае приобретения за плату признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Согласно Плану счетов, для обобщения информации о наличии и движении материалов предназначен счет 10 "Материалы". Постановка на учет материалов отражается записью:
Дебет счета 10 "Материалы" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Фактический расход материалов при оказании услуг отражается по кредиту счета 10 "Материалы" в корреспонденции со счетами учета затрат на производство.
Согласно пункту 16 ПБУ 5/01, учреждение вправе самостоятельно выбирать один из способов оценки материально-производственных запасов при отпуске в производство (выбытии). Оценка материалов производится одним из следующих способов:
• по себестоимости каждой единицы;
• по средней себестоимости;
• по себестоимости первых по времени приобретения материально - производственных запасов (способ ФИФО);
• по себестоимости последних по времени приобретения материально - производственных запасов (способ ЛИФО).
Выбранный метод должен быть отражен в учетной политике организации и должен использоваться на протяжении всего отчетного года (по отдельному виду (группе) запасов).
Материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (например, драгоценные металлы), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов.
Оценка материально-производственных запасов по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца.
Оценка по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО) основана на допущении, что материально-производственные запасы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), то есть запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого способа оценка материально-производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.
Оценка по себестоимости последних по времени приобретения материально- производственных запасов (способ ЛИФО) основана на допущении, что материально- производственные запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения. При применении этого способа оценка материально - производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретения, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость поздних по времени приобретения.
Оценка материально-производственных запасов на конец отчетного периода производится в зависимости от принятого способа оценки запасов при их выбытии, то есть по себестоимости каждой единицы запасов, средней себестоимости, себестоимости первых или последних по времени приобретений.
Ввиду значительного ассортимента материалов медицинские организации на отбор метода оценки запасов должны обратить особое внимание и взвесить все "за" и "против" по ряду из них.
Однако использование метода означает только способ оценки отпускаемых в производство (для оказания услуг) материалов, но не решает проблему, стоящую перед учреждениями медицины, - когда материалы списывать в расход.
Дело в том, что после отпуска со склада материалы могут храниться по всем кабинетам и другим структурным подразделениям длительное время, а просчитать остатки зачастую оказывается просто невозможно.
Исходя из этого, существует реальная необходимость введения оперативных отчетов медицинских работников об использовании полученных со склада материалов. Кроме реальной необходимости существует и требование законодательства, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2001 года №119н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов".
Медицинскими учреждениями могут быть использованы разработанные уполномоченными органами или непосредственно самими организациями, примерные нормы расходов медикаментов (такие нормы в обязательном порядке должны быть объявлены в приказе по учреждению) и формы отчетного документа (они должны быть составлены с учетом требований Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ "О бухгалтерском учете"), а для удобства с заранее пробитой в них примерной номенклатурой материалов).
По окончании каждого отчетного месяца делается проводка:
Корреспонденция счетов Содержание операции
Дебет Кредит
90-2 20 Списаны фактические затраты
Медицинские организации могут оказывать медицинские услуги, как облагаемые НДС, так и не облагаемые НДС. В этом случае бухгалтерия обязана вести раздельный бухгалтерский учет (подпункт 4 статья 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)). Перечень медицинских услуг, оказываемых населению медицинскими и санитарно-профилактическими учреждениями, по диагностике, профилактике и лечению, независимо от формы и источника их оплаты, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2001 года №132 "Об утверждении Перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость".
По вопросу, касающемуся применения подпункта 2 пункта 2 в отношении медицинских услуг по выполнению пластических операций и протезированию зубов, дано разъяснение в Письме МНС Российской Федерации от 8 февраля 2002 года №03-1-09/18/291-Д504 "О налоге на добавленную стоимость".
При осуществлении организацией операций как облагаемых, так и не облагаемых НДС, ведение раздельного учета может быть организовано путем открытия соответствующих субсчетов второго порядка по счету учета реализации. Кроме того, организация может организовать раздельный учет затрат на производство облагаемой и необлагаемой продукции путем открытия соответствующих субсчетов к балансовому счету учета затрат на производство продукции.
В соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ, суммы НДС, предъявленные продавцами товаров налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые, так и не облагаемые налогом операции, в зависимости от их дальнейшего использования, учитываются: в стоимости товаров, используемых для осуществления операций, не облагаемых НДС; принимаются к вычету по товарам, используемым для осуществления операций, облагаемых НДС.
Пунктом 4 статьи 170 НК РФ установлено требование ведения раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается.
Организацию раздельного учета можно осуществить путем открытия соответствующих субсчетов к балансовому счету 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", например, субсчет 31 "НДС по ценностям, используемым для осуществления не подлежащих налогообложению операций" и субсчет 32 "НДС по ценностям, используемым для осуществления операций, облагаемых НДС".
Если организация при приобретении материалов предполагает их использовать для оказания услуг, реализация которых не облагается НДС, то при постановке на учет материалов вся сумма НДС, подлежащая уплате поставщикам, отражается по дебету счета 19 субсчет "НДС по ценностям, используемым для осуществления не подлежащих налогообложению операций" в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
С кредита счета 19 субсчет 31 данная сумма списывается в дебет счета 10 "Материалы".
Сумма НДС, уплаченная поставщикам материалов, использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС, после оплаты материалов поставщику и при наличии счета-фактуры, принимается к вычету на основании пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ.
2 Учет операций по расчетным и специальным счетам в банке
2. УЧЕТ ОПЕР ПО РАСЧ И СПЕЦ СЧЕТАМ
Р/с открываются предприят., имеющими самост. баланс и являющимися юр. лицом.
На р/с состредотач-ся все суммы и поступления за реализ. П, Р, У, краткоср. и долгоср. ссуды, проч. С р/с произв. почти все платежи орг-ии: оплата поставщ. за мат-ы, Р, У, погашение задол-ти б-у, внеб-м фондам, получение денег в кассу д/выдачи з/п, мат. помощи и т. д.
Счет 51 «Р\с», активн., Дт – остаток свободн. лен. ср-в на нач. месяца, поступления нал. денег из кассы орг-ии, ден. ср-ва от покуп., заказ., Дт-ов, получ. ссуды. Кт – перечисленные в погашение задол-ти поставщикам, подрядч., б-у, внебюд., проч. Кр-ам, суммы, выданные нал. в кассу орг-ии.
Спец. сч. открыв. д/ осущ. контроля за целевым исп-ем ср-в, предн. д/ расетов с пост. посредством аккредитивов, расчетн. чеков, банк. карт и т. д. М. открыв-ся как в руб. так и в вал.
Остаток свидет. о суммах, не израсход. по целев. назначению. Оборот Дт – пополнение ср-в, оборот Кт – использование по целев. назначению или перечисление остатка на р/с Для открытия р/с предост док-ты:
• заявлен на открыт р/с
• св-во о гос регистр пр-тия
• копии Устава, учред догов или решен о создан пр-тия
• карточки с образц подписей
• док-т налогов орган о постановке на учет
• копии приказов о назнач рук-ля и главбуха
• приказы о назнач уполномочен лиц
• коды статистики
• справки о постановке в ПФ, ФСС
Банк присваивает № р/с и заводит лиц счет. Пр-тие может иметь неск р/с, но обязано в теч 10 дн сообщ в НО (штраф 5000)
Выписка с р/с (к ней прилагают оправдат док-ты):
• № и дата
• № р/с
• корр счета
• банк код рода оп-ции
• обозначение отделения банка
• Σ (Дт и Кт)
• остаток на нач и конец банк дня
С р/с в 1 очередь списыв ДС по исполн листам, 2 – бюдж и ВБФ, 3 – з/п.
поставщ вернул излишне перечисл ДС Дт 51 Кт 60
поступили ср-ва целев фин-ния Дт 51 Кт 86
зачислена краткоср ссуда Дт 51 Кт 66
перечислены ДС с р/с на спецсчета Дт 55 Кт 51
с пр-тия ошибочно списали ДС (выписка) Дт 76-2 Кт 51
ошибочно зачислены ДС Дт 51 Кт 76-2
использ-ные Σ Акр списыв Дт 60 Кт 55-1
выдача чеков книж Дт 55-2 Кт 51,52,66
предъявление к оплате в банк чеков при приобр ТМЦ Дт 60,76 Кт 55-2
Σ неисп ДС по чеку Дт 51,52 Кт 55-2
Оборот по Дт – вед 2, по Кт – ЖО2 (для заполн Гл книги).
55-1 Акр
55-2 чековые книжки
55-3 депозит счета
Акр – условное ден обяз-во банка, выдаваемое им по поруч клиента в пользу его контрагента по договору, согласно кот банк, открывший Акр, может произвести поставщику платеж или предост др банку право осущ платеж, при опред услов, оговорен в догов.
Чек – ц/б, кот предст собой ничем не оусловлен распоряж чекодат банку произв платеж указанн в нем Σ чекодержат.
.
3 Организация учета денежных средств в кассе и переводов в п
3. ОРГ-ЦИЯ УЧЕТА ДЕН СР-В В КАССЕ И ПЕРЕВОДОВ В ПУТИ
ДС – совок нал Д и ДД, наход в кассе О, на р/с и в/с, спец и депоз счетах, выставленных Акр, чек книжках, переводов в пути. ДС хар-ют нач и конеч стадию к/о хоз ср-в.
Платежеспос пр-тие – обладает достаточн кол-вом ДС для расч по имеющ у него текущ обязат. ДС явл единствен видом ОбС, облад абс ликвидн.
Задачи БУ ДС:
• точный, полный и своеврем учет этих ср-в и оп-ций по их движ
• контролиров налич ДС и ДД, их сохран и целев исп
• контролир соблюд кассов и расч-плат дисципл
• выявлен возможн более рацион исп ДС
Нормат док-ты предусматр, что ведение кассов оп-ций и хранение ДС осущ при:
• наличии спец оборудов помещ кассы с сигнализац
• ведение кассов книги и др кассов док-тов установл формы
• прием налич ДС орг-ми при осущ расч с насел с примен ККМ
• хранен свободных ДС в банке
• расходование налич Д, получ в банках, строго на цели в чеке
• хранен налич Д в кассе осущ в предел lim
Инструкц ЦБ РФ «Порядок ведения кассов оп-ций в РФ» от 4.10.93 № 18
Поступл налич Д в кассу происх 3 потоками: банк, население, орг-ции
Участн хоз оп-ций по кассе: лицо вносящее или получ Д, рук-ль пр-тия. гл бух, кассир.
Типовые формы первич учетн док-ции по кассе:
• ПКО или КО1
• РКО или КО2
• журнал регистр ПКО и РКО или КО3
• кассов книга или КО4
• книга учета принятых и выданных кассиром ДС или КО5
Lim кассы устанавл банком, в кот р/с. Вся сверхlim наличность сдается в банк. Превышен lim возможн в день выдачи з/п. Отвествен за наруш – руков, главбух и кассир. Lim устанавл исходя из наличн-денеж оборота пр-тия, услов его деят и вида. Штрафы:
• наруш lim 2-й р-р
• неоприход Σ 3-й р-р
• выявлен сверхlim наличн, накоплен денег в кассе сверх lim 3-й р-р
За все эти наруш рук-ль платит штраф 50 МРОТ. Lim расчет м/у пр-тиями 60000, м/у пр-тием и ЧП – не ограничен
Приход ДС оформ ПКО, кот подписыв глбух и уполномоч лицо и кассир и завер печатью. Реквиз: наимен О, № и дата, дата внесен ДС в кассу, корр счета, кто внес ДС, Σ числом и прописью с выделением НДС, основание внесения ДС
ПКО выписывается бух-рией и региср в Ж. Кассир получ деньги, подписыв ПКО и квитанц и региср в кассов книге. Квитанц выдается лицу на руки.
Выдача ДС – по РКО, по плат и расч-плат ведом, по заявлен на выдачу Д. Они заверяются подписью рук-ля и глбух. Реквиз: № и дата, наимен О, корр счета, Σ цифрами и прописью, кому выданы ДС, основание выдачи, наимен и реквиз док-та удостов личность получат, подпись получат. РКО составл бух-рией и передают в кассу для оплаты.
4) Учет денежных документов.
4. УЧЕТ ДЕН. ДОК.
Правила заполнения док-тов:
• не допуск исправлен, все реквиз заполн четко и ясно
• все кассов ордера погаш штампом получено или оплачено
• выдача на руки ПКО и РКО лицам, кот вносят или получ ДС, запрещена
• прием и выдача Д по кассов ордер осущ в день их составл
При получ кассов док-тов кассир обязан проверить подлинность подписей и правильн оформл док-тов. А бух-рия провер наличие перечислен в док-те прилож.
О ведет только 1 кассов книгу. Неоговоренные исправлен в кассов книге не допуск. Ошибки исправл корректурн способом.
50-1 касса О
50-2 операционная касса
50-3 ден док-ты
Ден док-ты в кассе учитыв по номин ст-ти (с учетом р-дов по их приобрет). Кассир состав отчет по перемещ ДД отдельно. Аналит учет – по видам ДД, синт – по сч 50-3.
Переводы в пути. Если ДС не м/б сданы в банк в теч 1 раб дня, возник разрыв м/у оприх ср-в в банке и списан из кассы О. Основан для принят ДС на 57 счет служит квитанц банка или почт отд, копии сопроводит док-тов на сдачу выручки инкассаторам.
Инвентариз. Недостача – ЖО 1, излишки – ведомость 1
поступл ДС от продажи пр-ции 50-90
возврат излишне Σ в счет з/п в случ счетн ошибки 50 70
возврат неизрасх подотчетн Σ 50-70
поступл ДС, внесен раб-ми в погаш ссуд, мат ущрб 50 73
Σ взносов в УК 50-75
излишки наличности в кассе 50-91
выплата див-дов 75-90
выплата ранее депонирован оплаты труда 76 50
выплаты раб-кам за счет органов соцстрах (пособия) 69 50
выданы налич ср-ва подразделен О 79-50
выданы премии за счет Пр раб-кам 91-50
оприходование ден док-тов 50-3 50-1
выдача путевок с частичн оплатой 50-1, 84 50-3
выдача путевок безвозмездно 84 50-3
переводы в пути 57 50
зачисление ДС 51 57
5 )Учет операций на валютных счетах.
5. УЧЕТ ОПЕР. НА ВАЛЮТНЫХ СЧЕТАХ
• текущ в/с (для учета и/в, наход в распор пр-тия, в т.ч. для валют выруч оставш после ее обязат продажи)
• транзит в/с (для учета поступивш валют выруч до ее продажи)
• спец транзит в/с (для учета и/в, купленной на внутр валют рынке)
52-1 в/с внутри страны 52-2 в/с за рубежом
52-1-1 текущ в/с 52-1-2 транзит в/с 52-1-3 спец транзит в/с
С текущ в/с пр-тия оплачив счета иностр партнеров:
• аванс платеж
• расч по открыт счету (продавец отгрузив т-р направл док-ты для оплаты покупат)
• расч по инкассо (продавец отгрузив т-р направл в свой банк все комм док-ты с инстр инкассир Σ по док-там ч/з банк в стране покупат. Покуп получ док-ты после оплаты)
• расчеты Акр (банк берет на себя обяз-во произвести расчет с продавцом при получ пакета док-тов, соот услов Акр)
При получ и/в от иностр покупат в оплату ТРУ она зачисл на транзит в/с 52-1-2 62
При поступл ДС от покупат в и/в пр-тие обязано продать часть своей выручки на внутр вал рынке (50%). Продажа осущ по рын курсу рубля ЦБ
ст-ть и/в, подлеж обязат продаже 57 52-1
ДС, получ от обязат продажи, зачисл на р/с 51 91-1
списание проданной и/в 91-2 57
По Дт 91-2 кроме ст-ти реализ и/в, пересчит по курсу ЦБ на день продажи, также отраж понесенные в связи с этой продажей р-ды. По Кт 91-1 отраж Σ выручки от продажи и/в.
При сопостав Кт и Дт 91 опр-ют фин рез-т от продажи и/в:91-9 99 Пр 99 91-9 Уб Пр, получ от таких оп-ций, облагается налог и включ в валов Пр.
Валюта м/б приобрет для оплаты импортн контракта или командировки (для пр-тий, не явл участн ВЭД). При приобрет ОС или оплаты контракта пр-тие перечисл банку опред Σ для покупки и/в 57 51
При покупке и/в для перечислен аванса за имп ТМЦ пр-тию необх в банке открыт депоз счет и переч на него такую же Σ, кот была направл на приобрет и/в 55-3 51
После покупки банком б/н и/в ее ст-ть зачисл на 52-1-3 в Σ, опр-ной путем пересчета и/в по курсу ЦБ на дату зачисления 52-1-3 57
Купленная и/в д/б израсходов в теч 7 дн или она будет продана банком.
Превыш курса покупки и/в над курсом ЦБ отраж по Дт 91-2 и учитыв в составе прочих р-дов. Если курс ЦБ ↑ курса покуп, Σ разниц – в сост операц д-дов 57 91-1
Комисиион вознагр банку за покупку и/в отраж в сост р-дов или если купленная и/в предназнач для фин-ния капвложений, то относит на ↑ ст-ти ОС.
ДС на в/с подлежат обязат пересчет в рубли по курсу ЦБ. Пересчет осущ на дату зачисл или списан и/в с в/с, на дату составл бух отчетн или по мере Δ курса и/в. В рез-те получ курсов разницы 52 91-1 + курс разниц 91-2 52 -- курс разниц
получ от покупат оплата за ТРУ в и/в Дт 52 Кт 62
поступлен ДС в УК в и/в Дт 52 Кт 75-1
возвращ на в/с несипольз ДС Дт 52 Кт 71
поступ и/в за продан пр-цию Дт 52 Кт 90-1
перечислены поставщ и/в за поставл ими ТМЦ Дт 60 Кт 52
возвращ излишне перечисл ДС в и/в Дт 62 Кт 52
списаны с в/с ДС в погаш краткоср Кр Дт 66 Кт 52
6 Учет краткосрочных кредитов банка.
6. УЧЕТ КРАТКОСРОЧНЫХ КРЕДИТОВ БАНКА
выдается КФИ в виде ден ссуд, кот исп для расширен пр-ва и в кач-ве платеж ср-ва при уплате долгов. Кр выдается на осн кредит договора.
Коммерч Кр предост 1 О др в виде продажи т-ров с отсроч оплаты. % вход в цену т-ра.
Учет краткоср Кр ведется на пас 66:
получ Σ наличными по кредит соглашениям Дт 50 Кт 66 Дт 51,52 Кт 67
Орг-ции могут получать Кр в банке для своих раб-ков. Орг-ция может предостав возмезд или безвозм Кр. При выдаче раб-ку Кр или З с ним заключ письмен договор. Дляучета движен таких Кр исп 66 субсчет «расч по Кр банкам для раб-ков». Для обобщ ин-ции о расч по З раб-ков исп 73. Аналит учет – в разрезе предост Кр
Займ – договор, по кот заимодавец предлагает заемщику в пользов деньги или вещи, опр-ные родовыми признаками (числом, весом, мерой), а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же Σ денег или такое же кол-во вещей того же рода и кач-ва.
Для учета исп 66 и 67. На них отраж задолж по получ З, по выданным вексел, Σ ср-в от выпуска и реал-ции ц/б. По 66 и 67 должен вестись развернутый аналит учет по формам получ З, по заимодат и срокам погашен.
получение краткоср З в виде комм КрДт 60,26Кт 66
погашение комм КрДт 66 Кт 51
возврат всех ЗДт 66 Кт 51,52
% по З отражаются:
• м/б включ в номинальную ст-ть ц/б или Σ задолжен по векселям, если З был выражен в виде облигации или векселя. Σ % и разница м/у ценой реал-ции и номин ст-тью ц/б 50,51 98-1
• могут выпачив заимодавцу или при полном возмещ З или ежемесячно Дт 75,70 Кт 50,51
7 Учет долгосрочных кредитов банка.
7. УЧЕТ ДОЛГОСРОЧНЫХ КРЕДИТОВ БАНКА
Банк. кредит явл-ся важн. ист-ом заемн. ср-в орг-ии. По кредитн. договору банк обязуется предоставить ден. ср-ва (кредит) заемщику в размере и на усл-ях предусм. договором, а заемщ. обяз-ся возвратить получ. ден. сумму и уплатить %-ы за нее. Кредитн. договор д. б. закл. в письм. форме, кредиты выдаются на условиях срочности, возвратности, платности и под обеспечение. Долгосроч. кредиты выд-ся на срок более 1 года, как правило на затр-ты по введению нов. техники, расширению пр-ва, его реконстр., приобретение дорогост. об-я и др. целев. прогр-ы. Дается под залог ОС.
Счет 67 «Рас-ы по долгоср. кр-ам и займ-ам» - пас. , сальдо показ. сумму непогаш. задол-ти на нач-ло отчет-го периода, оборот по Дт – суммы, перечисл. в погашение кредита в т. ч. и %, об-т по Кт – сумы, получ. в кредит.
погашение долгоср кр 67-51,52
возращен неисп долгоср Кр 67-51,52
получ долгоср Кр для вложен в инвест Ак 67-08
зачислен долгоср Кр на счета ДС 51,52-67
8) Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
8. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРДЧИКАМИ
• ФЗ О БУ и ГК РФ
• ПБУ и отчетности, № 9-99 «Доходы О»
• метод указан по инвент им-ва и фин обяз-в № 49 от 95 г
Дебит задолж – часть обор Ак О, направ на расч с физ и юр лиц (задолж др О, раб-ков, покупат, ПОЛ за выданные ден ср-ва). Кредит задолж – задолж данной О др О, раб-кам.
В бух балансе ДЗ и КЗ отраж по видам. ДЗ – 62 и 76, КЗ – 60 и 76
По истечен 3 лет ДЗ и КЗ подлежит списан с одновремен отражен на 007 «снисанная в Уб задолжен непл/сп дебиторов».
91 62,76 списание ДЗ
Если О в своем учете создает резерв по сомнит долгам, то Уб списыв: 63 62,76
При поступлении ДС 50,51 91 и Кт 007
КЗ списыв на фин рез-ты 60,76 91
Σ списанной КЗ включ в состав внереализац д-дов и учитыв при н/о Пр
Поставщ и подрядч – О, кот поставл пр-тию сырье и матер, ТМЦ, оказыв услуги или работы. На крупн пр-ях в нач года составл список пост и подрядч. За осн берут заключен договора. Все ост – 76.
Кт – подтвержден получен ТРУ, отражен претензион Σ, начислен штрафов за невып договорн услов. Дт – оплата поставщикам долга за получен ТРУ, начислен претензионных Σ в пользу поставщ.
Первичн док-ты к 60:
• СФ накладная
• серификат кач-ва пр-ции тамож декларац
• заключен по рез-там инвентар акты на претензии
• акт на вып работы наряды-заказы
• сметы на ремонт и техуход ведомости дефектов
• акты рабоч комиссии, гос комиссии
В ЖО 6 производ формирован Дт об, т.е. производ отметка об оплате.
Расчет по СФ могут осщ после отгрузки ТМЦ или одновремен. Оплата производ по поруч О и с ее согласия. Без согласия О в безакцептн поряд оплач требов за поставл тепло, э/э, газ, воду, телеф. Для всех остал 10,11,15 60 На вып работы 20,26,97 60
НДС вкл поставщ в счет 19 60 68 19 возмещ из бюдж НДС, ранее уплач поставщ
9 Учет расчетов с покупателями и заказчиками.
9. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ
-акты на выполн работы наряд-заказ
-таможен декларац сертификаты кач-ва
Аналит учет – ведом 16, сводные данные по ведом – ЖО 11. Аналит учет – по кажд предъявл покупат док-ту и СФ. Если сущ=ет порядок план платеж – по кажд покупат.
При отгруз пр-ции покупат и прдъявл им расч док-тов в учете показыв 62 90 90 68 задолж перед бюдж по НДС 68 19
Погашение задолж покупат 50,51 62
Пр-тие иметт право реал-ть свое им-во 62 91-1
Претензии. В отд случаях при несоот данных в первичн док-тах, при несоблюд договорн услов оформл претензион акты. Учет на сч 76-2 «расч по претензиям»
Осн для приянтия претензии явл претензион акт иил справка. Это обобщ в ЖО 8.
выставл претенз после принят ТМЦ при их проверке 76-2 60
поставщ согласен с претенз 76-2 91
получение штрафа50,51-76-2
Авансы.
выдача аванса поставщ60-50,51
получение аванса от покупат50,51-62
возврат аванса поставщиком50,51-60
ранее выданные, но не востреб авансы спис в Уб 91-60
НДС с Σ получен аванса62-68
при отгрузке пр-ции получат, ранее пречислв вам аванс, Σ
аванса засчитыв в ↓ задолжен покупат62-62
восстановит запись на Σ НДС, ранее упач по получ аван 68-62
выданный и невостреб аванс списыв в д-д О 62-91
Расч с дебит и кредит – сч 76 (учет оп-ций некомм хар-ра, с трансп пр-ми, оп-ции за услуги, с учебн завед, Σ удержан из з/п по исполнит док-там, расч по дивиденд)
10 )Организация расчетов с бюджетом по налогам и сборам.
10. ОРГ-ЦИЯ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
своеврем предост в НО бух отчетн, налог расч, декларац.
Учет – ЖО 8.
Задолж по налог взыск в бесспорн порядке по плат поруч-требов, кот выставл НО в ваш банк и банк списыв ДС с р/с.
20,26 68 начисл платеж
91 68 задолж по этим Н
99 68 задолж по Н на Пр
70 68 задолж по Н на д-ды физ лиц
Н С ПРОДАЖ – 5%. Объек: ст-ть т-ров, реализ за налич расч.
90 68 задолж по Н 68 51 уплата Н 62 90 перечисл у продавц
ЕНВД – 20%. 99 68 начисление 68 51 погашение (ежемес 100%)
НДС. Σ, подлеж уплате = Σ получ от покупат – налог вычет за ранее приобрет мат-лы.
Обязаны вести СФ, книги покупок и продаж. НДС учитыв в зависим от УП:
по отгрузке – регистр СФ в книге продаж на всю Σ сразу
по оплате - … в книге продаж на кажд Σ поступ оплаты
НДС при приобрет ОС Дт 19 Кт 60,71,76
68 19 Σ НДС, подлеж возмещ из бюдж
68 51,52 перечислен НДС
АКЦИЗЫ. Сч 19 – Акц оплаченные и 68
19 60,76 Акц, уплачен поставщ
90 68 Акц, предусмотр в сост выручки
90 68 по мере реал-ции т-ров с акцизн мараками
Н НА ИМ-ВО. Сч 01, 03, 04, 08, 10, 15, 16, 20, 21, 23, 29, 41, 43, 44, 45, 46, 97
91 68 Σ налога
Н НА ПР. 24%. 99 68 учет 68 51 уплата
Начислен Σ Н от реал пр-ции произв в БУ на Σ, отраж по Кт90, кроме НДС, Акц, Н с продаж, отраж по Дт
Н С ВЛАДЕЛ ТРАНСП СР-В, кот учитыв на сч.01. Н исчисл по данным инвент карточки учета ОС по мощн двигат в соот с р-ром ставки годов Н по объект трансп ср-в с ед лс. Н платят 1 раз в год.
26,44 76 начислен Н
76 51 уплата Н
11 Учет расчетов по единому социальному налогу
11. УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ЕСН
-налогоплат. –организации, ИП, физ. лица, производящие выплаты др. физ. лицам. В целях исчисления ЕСН члены крестьянского хоз-ва приравниваются к ИП. Если налогоплат. одновременно приравнивается к нескольким категориям, он исчисляет и уплачивает налог одновременно по каждому основанию.
-обект налогообл. –выплаты и иные вознаграждения по трудовым и иным договорам за выполненные Р, У; вылаты в рамках гр.-прав. договоров, предметом кот. явл. переход права соб-ти или иных вещных прав на им-во (купли-продажи, мены, дарения)
-налоговая база – д/орг. и ИП: сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физ. лиц; д/физ. лиц: сумма выплат и вознаграждений за налю период в пользу физ. лиц
-нал. период – календарный год
-ставка –26%
счет 69 «Расчеты по соц. страх. и обеспечению»: 1. по соц.; 2. по пенс.; 3. по ОМС.
Дт – перечисление, Кт – начисление. Если раб-м выплаты за счет чист Пр, то ЕСН не облагается.
Все раб-ли отчисл страх взнос на обяз соц страх от несч случ и профзаболев (взнос не включ в ЕСН). Σ взноса зависит от велич страх тариф
69-1 расч по соц страх
69-2 расч по пенсион обесп
69-3 расч по мед страх
При формир отчисл на эти цели в ЖО 10 или ЖО 10/1 или в машинограм Кт 69 корр с Дт тех счетов, на кот были отнесены начисл з/п.
99 69 пеня за несвоеврем перечисл ЕСН
69 51,52 погашен ЕСН
69 70 пособия по врем н/тсп за счет ср-в соц страх
За счет ср-в ЕСН выпл пенсии по страрости, инвалидн, потере кормильц, приоберт путев на сан-кур лечение (21-24 или 18-21 дн) при нормативе р-да ср-в 350 руб/дн на 1.
Выплаты соц хар-ра – из бюдж источн (гос пособия гр-нам имеющ детей = 70% МРОТ)
86 76 назначение пособия
76 50 выплата пособия
12 Организация расчетов с персоналом по оплате труда.
12. ОРГ-ЦИЯ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОТ
нормат док-ты:
• з-н РФ «О коллект договорах и соглашен» от 21.12.95
• ТК РФ
• метод рекоменд по примен гл 23 НК РФ «Н на д-ды физ лиц»
• инструкц о сост ФЗП и выплат соц хар-ра
• «О порядке исчисления ср з/п» инструкц №38
• метод рекоменд «О порядке исчисл и уплаты ЕСН или взноса»
• инструк «Об утвержд унифиц форм первич учетн док-ции по учету труда и ее оплат»
Виды ОТ:
• основная (за факт отработ t и вып работу по установл тариф, ставк, оклад)
• дополнит (за непроработ t – отпуска, льгот часы подростков, вых пособ при увольнен, перерывы в работе кормящ матерей)
Формы ОТ:
• повременная (за опред кол-во отработ t независ от кол-ва выполн работ):
простая (в завис от кол-ва отработ t и квалиф раб-ка)
поврем-премиальн (…+ премии)
• сдельная (оплата в соот с кол-вом и кач-вом изгот пр-ции по сдельн расцен):
прямая (в завис от кол-ва вып пр-ции исходя из тверд сдельн расцен с учет квал)
сдельно-премиальн (…+ премия за качеств вып или перевып установл V)
сдельно-прогрессив (ОТ в lim установл исходной базы или нормы по прямым сдельным расценк, а при превыш V работ – по повышен расценк)
косвенно-сдельн (ОТ вспомогат рабочих)
аккордная (ОТ за кажд издел иил оп-цию)
Первичн учет численн и ОТ на пр-тиях осущ на осн след док-тов:
• приказ или распоряж о примеме на работу (Т1)
• личная карточка (Т2)
• штатное расписание (Т3)
• учетная карточка научного или педагогич раб-ка (Т4)
• приказ или распоряжен о переводе на др работу (Т5)
• …. о предоставлен отпуска (Т6)
• график отпусков (Т7)
• приказ о прекращен трудов договора (Т8)
• приказ о направлении раб-ка в командировку (Т9)
• командировочное удостоверение (Т10)
• табель учета исп раб t (Т12)
• расч-плат ведомость (Т49)
• лицевой счет (Т54) – помесячно отраж все начисл и удержан раб-ка.
Состав затрат на ОТ включ в с/б пр-ции. Начисленная раб-кам з/п делится на 4 части:
• р-ды на ОТ, относим непосредствен на ИП и ИО, эксплуат р-ды непромышл хоз-в, наход на балансе осн деят орг-ции
• р-ды на ОТ по оп-циям, связ с заготовл, приобрет произв запасов, оборудован
• выплаты в ден и натур форме за счет остающ в О части Пр
• д-ды, выплач раб-кам по вклад в им-во О и ц/б
Кт 70 – начисления; начисл по ЛНТСП, мат помощь, премии, отпускные, подарки
Дт 70 – удержания и выплата; профвзносы. ПН, по исполнит листам, за брак, подотчестн Σ, факт выдача налич ДС ч/з кассу и перечисл ее во вклады в сбербанк
Аналит учет по кажд раб-ку обобщ в лицев счетах, хранят 75 лет, конфиденц ин-ция
Синт учет – ЖО 10, кот заполн на осн ведомост 12 и 15.
начисл з/п раб-м осн и вспом пр-ва 20,23,44 70
… раб-м У общепроизв и общецех назнач 25,26,29 70
… занятым заготовкой и приобрет матер и капвлож 08,10,15 70
… по оп-циям, связ с выбыт ОС, НА и матер 91 70
… занятым исправлением брака 28 70
начисл дивиденды раб-м 84 70
начисл выплаты раб-м за счет срв- целев фин-ния 86 70
начислены страх взносы органам ФСС, ПФ, ФОМС 08-91 69
начисл пособия по врем н/тсп 69 70
удержаны с начислен з/п ПН, по исполн листам, мат ущер 70 28,68,73,76
перечислена депонированная з/п 70 76
погашена депонент задолж 76 50
13) Учет расчетов с персоналом по оплате отпускных и по лист
13. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПЕРС. ПО ОПЛАТЕ ОТПУСКНЫХ
Оплата отпуска – это так называемая доп. з/п раб-ка, на которую он имеет право по истечении 11 мес. работы В ср. заработок вкл.: з/п по тарифам, окладам, сдельная; ден., %-ое, коммисион. вознаграждения; доплаты, надбавки, премии, компенсационные выплаты; мат. помощь.
Основанием д/расчета пособий по листкам вр. нетрудоспособ. явл. табель учета использ. раб. времени и листок из МУ. В сумму заработка вкл. все виды оплат , кроме оплаты и поплаты за сверхурочн. работу, заместительство, доп. работу Для расч оплаты осн и доп отпуска рассчит ср з/п. В ее осн берется факт з/п за 3 предшеств календ мес. кален раб
ср мес з/п = Σ з/п за 3 мес / 3
ср днев з/п = ср мес з/п / 29,6 или 25,25
Р-ды по оплате отпусков произв раб-ков относят на ИП. Если на пр-тии есть резерв на оплату отпусков 96 70 Если нет 20,23,44 70
Оплата пособий по ВН оплач за счет отчисл на соцстрах. Основ для выплаты – ЛНТСП. Р-р пособия зависит от стажа работы: < 5 – 60%, 5-8 80%, > 8 – 100%.
Р-р пособия <= 85 МРОТ за полн календ месяц.
69-1 70 Σ начислен пособий
Если сотрудн работ повременно , то оплата ЛНТСП:
Wn – Σ пособия W1 – Σ оклада W2 – Σ доплат W3 – Σ ср мес премии
К – число раб дн по графику к – число раб дн по ЛНТСП R - % пособия
На Σ оплаченных ЛНТСП ↓ н/о по ФСС
14) Организация учета расчетов с персоналом по прочим операц
14. ОРГ-ЦИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПЕРС. ПО ПР. ОПЕР.
73-1 Счет 73 «Расчеты с перс. по проч. опер-ям», субсчета: расчеты по предост. займам; расчеты по возмещению мат. ущерба. К проч. опер. относят также продажу работникам собственной П, бартер с работн-ми, кредит, ссуда. Активный. Сальдо отражает сумму задол-ти раб-ов предприятию по непогаш. кредиту, оборот по Кт – суммы, удержан. из з/п в погашение долга. расч по предоставл займам (Дт – предоставлен, Кт – погашен)
73-2 расч по возмещ матер ущерба (по решен суда, договор о полн мат ответ)
Если раб-к не возвращ займ, задолжен списыв 91 73
По 73 могут отраж расч за т-ры к Кр. Для этого бух-рия выдает раб-кам справку, а торг О выдает для предоставл в бух-рию поручен-обязательство 73 66,67 Удержание из з/п по Кр 70 73
перечислен зйм раб-ку на инд строит-во73-50,51
списаны потреи от брака за счет раб-ка73-2-28
начисл Σ, подлеж взыскан за недостачу ТМЦ73-2-94
15 Учет расчетов с учредителями.
15. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С УЧРЕДИТЕЛЯМИ
После рег-ии АО или ООО на сумму зарегистрированного УК образуется задолженность учредителей обществу. Счет 75 «Расчеты с учр.» - акт.-пас. Оборот Дт – возникновение нов. задолженности учредителей по вкладам в УК на нач. мес., оборот Кт – сумма погашенной ДТ-ой задолженности, внесенная в виде ден. ст-в и мат. ценностей, им-ва.
Учредители: рос. и иностранные юр. и физ. лица. Могут внести 50% в счет УК всей суммы в день рег-ии, до конца года учрадители д. внести ост. 50%, если этого не происходит – УК д. б. уменьшен. Акции – привилегированные и обыкновенные. По привел. дивиденд устан. при их выпуске и выплачивается в первую очередь не зависимо от прибыли. 75-1 расчеты по вкладам в УК
75-2 расчеты по выплате д-дов
при создании О на установл Σ вкладов75-80
внесение ОС в УК08-75
начисление дивидендов84-75-2
начисл дивиденд раб-ку О84-70
налог на д-ды (30%)75,70-68
16 )Учет основных средств и их износа.
16. УЧЕТ ОС И ИХ ИЗНОСА
Учет ОС – сч 01 «ОС»:
010 – здания (произв и непроизв назнач)
011 – соорудения (дороги, мосты)
012 – передаточные устройства (ЛЭП, трубопроводы)
013 – машины и оборудование (выч техн, медоборуд и станц перелив крови)
015 – трансп ср-ва
016 – инструменты, произв и хоз инвентарь
017 – раб и продукт скот
018 – библиотечн фонд
019 – прочие ОС
Арендов ОС учит у арендаторов на забал сч 01 «аренд ОС» под теми же №, что и арендодат. В учете ОС числятся как инвентарн объекты.
ОС отраж в учете по первонач ст-ти (по факт р-дам на их приорет), по восстановит и остаточн ст-ти.
В зависим от того, каким способ ОС поступ в О, их оценка вкл:
• дарение или безвоз – по рын ст-ти на дату оприх.
Производственно-хоз. деят-ть организации обеспечивается не только за счет исп-я мат., тр., фин. рес-ов, но и за счет ОФ – средств тр. мат. условий процесса пр-ва. Отличительная особенность ОС – многократное исп-е в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида в течении длительного периода, со сроком исп-я более 12 мес., переносят свою первоначальную стоимость на затраты пр-ва в течении нормативного срока их службы путем начисления износа по установленным или рассчитываемым самостоятельно нормам.
Учет Ос организуется так, чтобы было можно установить наличие ОС по кажд. классиф. группе и отд. по кажд. объекту, местам нахождения и источникам их приобретения. Д/этого учет их ведется на карточках, открываемых д/кажд. инвентарного объекта и синтетич. учетом в целом по счету 01 «ОС» - акт., инвентарн. Сальдо Дт – сумма первоначальн. ст-ти дейст. или находящихся в запасе и на консервации собств. ОС , оборот Дт – поступление, сальдо Кт – выбытие ОС по разным причинам по первоначальн. ст-ти.
Износ – стоимост. показатель потери объектами ОС физ. ка-в или утраты тех.-экономич. св-в, а вследствии этого – ст-ти. Виды:
-линейн
-способ уменьшаемого остатка
-по сроку числа лет полезного исп-я – наоборот
счет 02 «Аморт. ОС» - сальдо Кт – сумма возмещения ст-ти объектов ОС с начала их эксплуатации орг-ей ч/з амортизационные отчисления, показатель изношенности объектов по отношению к их первоначальной ст-ти. Оборот Дт – списание ранее начисл. аморт. в связи с выбытием объектов ОС. Оборот Кт – сумма начисл. аморт. за отчетн. период в корресп. с производст. и проч. счетами в зависимости от выполняемых объектами ф-й.
17 Учет ремонта основных средств и их выбытия.
17. УЧЕТ РЕМОНТА ОС И ИХ ВЫБЫТИЯ
Ремонт ОС – их восстановление, реконструкция, модернизация. Текущий – обязательный и проф. хар-р, ежегодно. Средний – может быть связан с частичной разборкой ОС. Капитальный – полная разборка ОС, замена изношенных деталей. Работы по ремонту м. проводиться хоз. способом (своими силами) или подрядным (силами сторонних организаций).
Способы учета затрат на ремонт:
-по факт. затр. – исп. при недорогом или нерегулярном рем. Затраты возникают и вкл. в себ-ть в том отчетн. периоде, в кот они имели место: Дт20-Кт10 – использованы мат. на ремонт ОС.
-в зависимости от запланир. сроков проведения ремонта в течении отчетн. года разрешается или создавать резерв на предстоящие расходы на сч. 96 «Резервы пред. расх.» или использ. счет 97 «Расх. буд. период.», сумма резерва на рем. ОС ежемес. вкл. в себ-ть в размере норматива, установленного организацией.
Дт 96 – создание резерва, Кт 96 – списание резерва. Неизрасх. ден. ср-ва в конце отчетного года относятся на фин. рез-т: Дт96-Кт99. Выбытие ОС (реализация, ликвидация по ветхости, моральному износу, стих. бедств., безвозмездн. передача) оформляется актами. В них фиксир. первоначальная стоимость объекта и сумма амортизации.
Счет 91 «Проч. дох. и расх.». По Дт – остаточная ст-ть выбывших объектов и расходы, связанные с их выбытием, по Кт – суммы выручки от реализации имущества.
18) Особенности учета готовой продукции с использованием сче
18. ОС-ТИ УЧЕТА ГОТ ПРОД.
Счет 40 «Выпуск гот. П, Р, У» - акт.-пас., сальдо не имеет, в конце месяца закрывается, исп-ся для выявление отклонений факт. затрат от нормативн. (план.) себ-ти выпущенной П, Р, У.
Дт 40-Кт 20, 23 – отр-ся факт. производств. себ-ть, Дт 43-Кт 40 – принята к учету и оприход. П по учетн. ценам., т.е отр-ся нормативн. (план.) себ-ть. Отклонения, как разница м/у оборотами: а) сторнируются, если нормат. затраты выше факт. б) дополняются записью Дт 43-Кт40. Организ-ия самот. приним-ет решение об использовании счета 40, при этом должен быть принят во внимание порядок оценки ГП в балансе: по факт. себ-ти или нормат. От этого факта зависит выбор счета, на котором списыв-ся отклонен. м/у факт. и нормат. затр-ми синт учет ГП осущ на 43 по норм или план с/б.
По Дт 40 отражают факт с/б пр-ции, а Кт – нормат или план с/б.
Факт произв с/б пр-ции, списывают 40 20,23,29.
Нормат или план с/б пр-ции списывают 43,90,10,11,21,41 40.
Сопостав Дт и Кт об по 40 на 1-е числ мес опр-ют откл факт с/б пр-ции от норм или план и списыв 90 40. При этом превыш факт с/б пр-ции над норм или план списыв доп проводк, а эконом – «красн сторно». Счет 40 закрыв ежемес, с-до на отч дату нет.
При исп 40 нет необх в сопост отд расч отклон факт с/б пр-ции от ст-сти ее по учет ценам готов, отгруж и продан пр-ции, т.к. выявлен отклон по ГП сразу списыв на 90.
В ББ ГП отражают:
по фактич произв с/б (если не исп сч 40);
по нормат или план с/б (если исп сч 40);
по неполн (сокращ) факт с/б (по прям стат р-дов), когда косвен р-ды списыв 90 26
по неполн нормат или план с/б (при исп 40 и списан общехоз р-дов 90 26
Сдача ГП из произв цехов докумен ПРИЕМО-СДАТОЧ НАКЛАД, ПРИЕМ АКТЫ и др. Они подписыв представит подразд, завскладом, представ службы техн контр.
Учет ГП ведется в натур, усл-натур и стоимост показателях.
19 Учет материальных ценностей организации.
19. УЧЕТ МАТЕР. ЦЕННОСТЕЙ ОРГ-ЦИИ
Материально-производственные запасы – это запасы сырья и материалов, комплектующих, полуфабрикатов, готовой продукции и (или) товаров, а также остатки незавершённого производства и остатки сумм расходов будущих периодов.
МПЗ классифицируются на 6 групп: Сырьё и материалы. Животные на выращивании и откорме. Готовая продукция. Товары. Затраты в незавершённом производстве. Расходы будущих периодов.
Основными нормативными документами по учёту материально-производственных запасов являются следующие: 1) НК РФ. 2) Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации. 3) Инструкция по применению Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций. 4) ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов», утверждённое приказом Минфина России от 09.06.2001. № 44н. 5) Методические указания по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов, утверждённые приказом Минфина России от 28.12.2001. № 119н.
Учёт материалов может вестись: 1) на счёте 10 «Материалы», если производство нематериалоёмкое, и используется относительно небольшое количество видов материалов и количество поставок материалов небольшое; 2) с использованием счётов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», когда производство является материалоёмким и используется несколько видов (типов, сортов) материалов, большое количество поставок материалов.
При использовании счёта 10 схема учёта материалов следующая:
1) Д 10 К 60 – отражена покупная стоимость оприходованных материалов (без НДС);
2) Д 19 К 60 – отражён НДС со стоимости материалов;
3) Д 60 К 51 – оплачена стоимость материалов, включая НДС;
4) Д 68 К 19 – предъявлен к вычету НДС.
При использовании счетов 15 и 16 схема учёта материалов следующая:
1) Д 15 К 60 – отражена покупная стоимость оприходованных материалов (без НДС);
2) Д 19-3 К 60 – учтён НДС по оприходованным материалам;
3) Д 15 К 76 – отражены транспортные расходы или расходы по оплате услуг посредника;
4) Д 19 К 76 – учтён НДС со стоимости транспортных расходов или услуг посредника;
5) Д 60 К 51 – оплачена стоимость материалов (включая НДС);
6) Д 76 К 51 – оплачены транспортные расходы или услуги посредника:
7) Д 68 К 19 предъявлен к вычету НДС со стоимости материалов, с суммы транспортных услуг или услуг посредника;
8) Д 10 К 15 – оприходованы материалы по учётным ценам (Д 15 – фактическая себестоимость, К 15 – учётная цена);
9) Д 20, 23, 29 К 10 – израсходованы материалы;
9) Д 15 К 16 – списано в конце месяца превышение учётной цены материалов над их фактической себестоимостью;
10) Д 16 К 15 – списано в конце месяца превышение фактической себестоимости материалов над их учётной ценой;
20 )Учет затрат на основное производство.
20. УЧЕТ ЗАТРАТ НА ОСН. ПРОИЗВ-ВО
20 (А, кальк, операц). Исп для обобщ ин-ции о затрат пр-ва, пр-ция кот явилась целью создания данной О. На крупн пр-тиях обобщ затрат осущ в разрезе след статей:
з/п с начислениями 20 70, 69
содержание ОС 20 23,96,60,70,69,10,02,97
работы и услуги вспомогат пр-в, включ услуги сторонних пр-в 20 23,76
р-ды по орг-ции и У пр-вом 20 26,25
прочие прямые затраты (ТБ, охрана труда, износ и Ам НА) 20 05,97,51,10
Списание затрат: 43,40,90 20
Вспомогат пр-во – пр-во, обслуж осн и обесп необх условия для его нормальн работы (энергет хоз-ва, ремон-механ и ремон-строит мастерские, трансп хоз-ва, холодильн)
Синт учет – 23 (А, кальк, операц). В простых всопогат пр-вах, выраб однородн пр-цию , учет затрат осущ в разрезе статей без подразделен по видам пр-ции (парокотельные, эл/станции, водонапорн станции).
В сложных вспом пр-вах, выраб разнородн пр-цию, учет затарт ведется в разрезе отд заказов, видов пр-ции, вып работ и статей р-дов. По окончан мес затраты всопм пр-в распред пропорц кол-ву потреблен услуг или произвед пр-ции.
Калькуляц с/б пр-ции осущ по факт цехов с/б. Ст-ть изготовл издел для сосбвен потреблен опр-тся исходя из факт Σ осн затрат и общепроизв р-дов.
Услуги всопомгат пр-в, реализ на сторону, опр-тся по факт с/б.
Взаимные услуги всопм пр-в оценив по план с/б или по факт с/б прошл месяц. По мере опр-ния факт с/б образовавш разница относится на соот счета пропорц отпущен пр-ци.
Списание затрат:
20 23 отпуск пр-ции осн пр-ву или осн виду деят
90 23 вып услуг сторонним орг-ям
29 23 отпуск пр-ции обслуж пр-вам и хоз-вам
08,10,11,15,28,21 23
Косвенные затраты – затраты пр-тия, связанные с У и осблуж пр-ва. Деление этих затрат на общепроизв и общехоз р-ды хар-но для пр-тий с цеховой стр-рой и для О с многопрофильн видами деят. Для данных р-дов примен единая методика контр затрат:
по кажд виду затрат составл планов смета с подразделен по статьям
аналит учет осущ по статьям в соот с установл номенклатурой
факт затраты по статьям сопоставл со сметными и устанавл отклонения.
Общехоз и общепроиз р-ды подлежат распред м/у гот пр-цией и незаверш пр-вом, а дальше происх распр-ние по отд видам пр-ции пропорц выбранной базе распр-ния.
21 Учет общехозяйственных расходов.
21. УЧЕТ ОБЩЕХОЗ. РАСХ.
счет 26 «Общехоз. рас-ы» - собирательно-распределительный, сальдо не имеет, закрывается в конце месяца.
Исп-ся только в производств. сфере. Дт – собираются все расходы и затраты, Кт – списываются. – 26. Статьи р-дов:
• админ-управл р-ды
• содержан общехоз персонала, кот не связан с произв проц (дворники, сторожа)
• Ам и р-ды по ремонту ОС управл и общехоз назначения
• р-ды по оплате аудит, консульт, информ услуг
Списание затрат:
• 20,23 26
• 76-2 26 р-ды к получ от поставщ в возмещ потерь от простоев по внеш причин
• 90 26 списание как услов-пост затраты
• 91 26 на Σ р-дов пр-тия в рез-те врем остановки пр-ва
22) Учет реализации продукции, работ, услуг, товаров.
22. УЧЕТ РЕАЛИЗАЦИИ П, Р, У, Т
сч 44. Дт - собир все произв р-ды, Кт - их списание. С-до Дт - остаток ИО на остаток т-ров на конец отч периода.
В учете ИО собир по Дт 44, при этом с данным счетом корр счета:
02, 05 - начисляется износ по ОС, НА;
10 - списываются материалы, израсходованные, например, при хранении товара;
60, 76 - получен счет за услуги произв хар-ра (по охране объектов, за информ);
68 - начисл налоги и отчисления, относящиеся на ИО (земельный и др. налоги);
70 - начисляется з/п сотрудникам торговли и общественного питания;
69 - начислено ЕСН на оплату труда и выплаты, относящиеся на ИО;
71 - списыв командир, представит р-ды, отнес к произв, по аванс отчет сотрудников;
96 - образование резервов на оплату отпусков, ремонт.
97 - отнесение данных расходов к расходам отчетного периода при наступлении его.
Собранн на 44 р-ды на продажу спис в части реализ т-ров на счет учета реализ 90 44.
Эти р-ды м/б списаны как недостающ – Дт 94, при стих бедств отнесены на сч 99.
Аналит учет по сч 44 ведется по видам и каждой статье р-дов. Статьи ИО и ИП:
транспортные расходы.
расходы по оплате труда.
отчисления на социальные нужды.
р-ды на аренду и содерж зданий, сооруж, помещений, оборуд и инвентаря.
амортизация основных средств.
расходы на ремонт основных средств.
износ санит и спецодежды, столов белья, посуды, прибор, др быстроизн предметов.
расходы на топливо, аз, электроэнергию для производственных нужд.
расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.
23 Особенности учета основных средств и нематериальных актив
23. ОС-ТИ УЧЕТА ОС И НМА В ОРГ-ЦИЯХ ЗД
Синтетический учет наличия и движения основных средств осуществляется в соответствии с классификацией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) на следующих счетах Плана счетов бюджетного учета:
010101000 «Жилые помещения»;
010102000 «Нежилые помещения»;
010103000 «Сооружения»;
010104000 «Машины и оборудование»;
010105000 «Транспортные средства»;
010106000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;
010107000 «Библиотечный фонд»;
010108000 «Мягкий инвентарь»;
010109000 «Драгоценности и ювелирные изделия»;
010110000 «Прочие основные средства».
При принятии к бухгалтерскому учету объектов основных средств по первоначальной стоимости, сформированной при их приобретении, безвозмездном получении, изготовлении хозяйственным способом, дебетуют соответствующие счета аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (010101310— 010110310) и кредитуют счета 010601410 «Уменьшение капитальных вложений в основные средства».
Оприходование излишков основных средств, выявленных при инвентаризации, по рыночной стоимости отражается по дебету соответствующих счетов аналитичег ского учета счета 010100000 «Основные средства» (010101310—010110310) и кредиту счета 040101180 «Прочие доходы».
Списание объектов основных средств при их продаже, вследствие недостачи, отнесенной за счет виновных лиц, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 «Амортизация» (010401410—01040640) (на сумму начисленной ранее амортизации), дебету счета 040101172 «Доходы от реализации активов» (на остаточную стоимость) и кредиту счетов 010101410 «Уменьшение стоимости жилых помещений», 010102410 «Уменьшение стоимости нежилых помещений», 010103410 «Уменьшение стоимости сооружений», 010104410 «Уменьшение стоимости машин и оборудования», 010105410 «Уменьшение стоимости транспортных средств», 010106410 «Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря», 010107410 «Уменьшение стоимости библиотечного фонда», 010108410 «Уменьшение стоимости мягкого инвентаря», 010109410 «Уменьшение стоимости драгоценностей и ювелирных изделий», 010110410 «Уменьшение стоимости прочих основных средств» (на первоначальную стоимость).
Нематериальные активы
Синтетический учет нематериальных активов осуществляют на счете 010300000 «Нематериальные активы».
Нематериальные активы, выявленные при инвентаризации, принимаются на учет по рыночной стоимости по дебету счета 010301320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» и кредиту счета 040101180 «Прочие доходы».
Списание нематериальных активов при их продаже, вследствие недостачи, отнесенной за счет виновных лиц, отражается по дебету счета 010407420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов за счет амортизации» (на сумму ранее начисленной амортизации), дебету счета 040101172 «Доходы от реализации активов» (на балансовую стоимость) и кредиту счета 010301420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов» (на первоначальную стоимость).
Учет начисленной амортизации ведется на следующих счетах:
010401000 «Амортизация жилых помещений»;
010402000 «Амортизация нежилых помещений»;
010403000 «Амортизация сооружений»;
010404000 «Амортизация машин и оборудования»;
010405000 «Амортизация транспортных средств»;
010406000 «Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря»;
010407000 «Амортизация нематериальных активов».
Начисление амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов отражается по дебету счета 040101271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 «Амортизация» (010401410—010406410, 010407420).
Списание начисленной амортизации при выбытии объектов основных средств и нематериальных активов оформляется по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 «Амортизация» (010401410—010406410, 010407420) и кредиту счетов 010101410 «Уменьшение стоимости жилых помещений», 010102410 «Уменьшение стоимости нежилых помещений», 010103410 «Уменьшение стоимости сооружений», 010104410 «Уменьшение стоимости машин и оборудования», 010105410 «Уменьшение стоимости транспортных средств», 010106410 «Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря», 010301420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов».
Аналитический учет по счету 010400000 «Амортизация» ведется в Оборотной ведомости по основным средствам и нематериальным активам.